Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 сентября 2020 г.
  4. № 37 (6752) (16.09.2020)
Гуманитарий

Открыть сердце для информации

Но с ней надо уметь работать

16 сентября 2020
Евдокия Лучезарнова

Стало модным повторять, что мир никогда не будет прежним. Пандемия остро высветила проблемы информационной инфраструктуры в образовании, качества обучения и способности самостоятельно, без учителя, получать и усваивать знания. В отличие от школ многие вузы в новом учебном году оставили студентов на дистанционном обучении: ряд экспертов считает, что комбинация офлайн- и онлайн-подготовки станет наиболее оптимальной моделью обучения специалистов. Член Союза писателей России философ Евдокия Лучезарнова уверена, что с информацией нужно уметь работать, ведь это своеобразный пропуск в человечество с его движениями, словами и мыслями. Никто не знает, что ждёт нас в будущем, поэтому уже сейчас необходимо непрерывно развивать свой разум.

– Евдокия Дмитриевна, несмотря на широкое распространение термина «информация», это понятие является предметом дискуссии у многих учёных. Какое смысловое наполнение в это слово вкладываете вы?

– Информацию можно представить в виде занавеса, состоящего из нескольких слоёв, или уровней. Весь занавес – это полная информация обо всём и всех. Занавес открывается поэтапно, частями – и какая-то информация к нам выходит первой, а затем уже будет подтягиваться другой уровень, или слой, один за другим. Есть доступная информация, которая всё упрощает до очень чётких определений и пытается раскладывать по полочкам, структурировать; она не в состоянии взять всю целостную картину происходящего. Другой тип информации вас приводит к желанию знать как можно больше, не просчитывая выгоду, которую можно извлечь в дальнейшем. Эта информация позволяет видеть протяжённость во времени любого события. У человека появляется возможность в процессе сразу выходить на причины любого события и прогнозировать следствия.

– Почему какие-то данные усваиваются мозгом просто, а другие требуют колоссальной концентрации?

– Информационное поле, окружающее нашу планету, Вернадский назвал ноосферой. В ноосфере существуют определённого рода «мешки» или «пакеты» информации. Подключаться к этим информационным пакетам можно, владея определёнными «ключами» или определённым «пропуском». Эти «ключи» находятся внутри самого человека и напрямую связаны с нашим сердцем, а точнее, с его открытостью и нашей способностью вмещать что бы то ни было. Основная проблема современного человека – это закрытое сердце. Когда сердце не открыто, человек не может усваивать информацию без искажений – идёт пробуксовка.

– Всегда ли, на ваш взгляд, человеку необходим социум? В принципе, многие учились заочно или онлайн задолго до пандемии – дистанционные способы образования не стали каким-то нововведением…

– Нам всегда очень хочется проговорить друг с другом, пообщаться, обменяться информацией. Информация позволяет описать происходящее, пересказать прочитанное или услышанное, иметь друзей. Когда мы начинаем общаться друг с другом, у нас появляются свои устойчивые комбинации живых носителей, с которыми мы с удовольствием делимся всем происходящим вокруг. Таким образом, у каждого человека есть публичная, или общественная, жизнь. Это жизнь среди того этноса, в котором мы оказались, среди себе подобных. Публичная жизнь называется информационной жизнью. Информация необходима этносу. Поэтому, если есть люди, если есть их «мозги», они обязаны общаться друг с другом, и они с удовольствием общаются на стадии информации, на фазе информации.

– Евдокия Дмитриевна, можно ли предположить, что общение человеку ещё и потому необходимо, что с человеческой речью связано действие разума – как осмысления всего?

– Любой разум состоит из набора информационных блоков и является информационным образованием. Разум всегда дорожил знаниями. Знания проходят путь: символ – импульс – знак. Кроме того, разум очень дорожит временем. По сути, разум – это и есть время, прошедшее через человеческий мозг. Чем человек выше по иерархии, тем он больше времени может в себя вобрать, а потом чем он добрее, тем больше он может отдать другим. Но время может пройти только через образованного человека, то есть человек должен уметь работать в схемах. Он как минимум должен знать математику, филологию, потому что когда человек учится, у него мозг тренируется. И чем мозг больше, чем больше любит учиться, тем больше времени он в себя вбирает. Я это называю «степень обучаемости». И если человек готов учиться всю жизнь и постоянно ищет, где бы ещё поучиться, значит, он берёт в себя больше времени.

Любая сфера жизни – информационный блок
Любая сфера жизни – информационный блок

– В современной профориентации встречаются термины «hard skills» и «soft skills». Первые отвечают за профессиональные навыки, например вождение автомобиля, математику, чтение. Вторые – помогают работать с информацией, не отстать от жизни и уверенно чувствовать себя в профессии. Ценным работником становится не тот, кто много выучил, а тот, кто умеет быстро учиться и подстраиваться под ситуации (как в случае с пандемией). Как вы считаете, связаны ли эти навыки напрямую с разумом человека и можно ли их развивать?

– Если ты разумен, значит, ты отстраняешься от того, что считаешь собой, и начинаешь наблюдать за этим существом со стороны. Происходит первый опыт расщепления, или опыт разума. И появляется цель. Теперь есть цель познать ту величину, которой ты сейчас являешься, а дальше, после наблюдения за этой величиной, можно её откорректировать. Если вы разумны, первое, что вы умеете делать, – наблюдать. Второе – анализировать. Третье – прогнозировать. Четвёртое – лонгировать. Пятое – сортировать. И только потом – корректировать. Потому что, прежде чем корректировать, надо успеть отсортировать: «Это надо мне, это мне не надо. Это я оставляю как опыт. Это я убираю от себя навсегда». Разумный человек становится более лёгким, его язык развивается, словарный запас увеличивается, речь становится выстроенной, красивой. А главное – мозг такого человека всегда способен вычленить тему. В человеческом разуме идут изумительные тематические и идеологические отработки. И человеческий разум всегда и во всём ищет смысл. Каждый человек прежде всего должен в себе развить сначала природный ум, затем просто ум и, наконец, разум. Отличие здесь огромное, вычисляется по вместимости информации.

Беседу вела
Евгения Кайгородцева

Тэги: Евдокия Лучезарнова Евгения Кайгородцева
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Всегда в поиске

    21.09.2022
  • Вечный час ученичества

    31.08.2022
  • Радость длиною в жизнь

    01.06.2022
  • «Моя мечта – чтобы все мыслили креативно»,

    09.03.2022
  • Чтобы тебя читали...

    22.12.2021
  • Пригласите защитника в путешествие!

    135 голосов
  • Любимые, желанные, нежные,

    103 голосов
  • Чтобы тебя читали...

    83 голосов
  • Ритмы нового времени

    74 голосов
  • Любовь для каждого своя

    46 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS