М. Горький. Нельзя молчать! Дневники, литературные портреты. Предисл. Владислава Ходасевича, сост. и примеч. Тимофея Прокопова. М. Издательство АСТ, 2018. 400 с. ил. (Письма и дневники). 2000 экз.
Казалось бы, что нового можно сказать об этом писателе и выдающемся деятеле культуры? Вроде и так уже всё известно. Тем не менее издательство АСТ выходит к современному читателю со сборником его дневниковых записей и литературных портретов. Каков шанс снова заинтересовать читающую публику?
Думается, шанс есть, и он вполне обоснован.
Дело в том, что у каждой новой генерации читателей формируется своё собственное, оригинальное видение того или иного литератора. В советские времена имя Горького было в значительной степени мумифицировано. Горький был городом, его имя носили киностудия и два института (Литературный институт имени А.М. Горького и ИМЛИ) и МХАТ. Станция московского метро «Тверская» тоже именовалась «Горьковской». То есть молодёжи многое нужно объяснять заново.
Этой цели, как кажется, посвящено и новое издание публицистики Горького. Читатель XXI столетия должен заново открыть для себя этого большого писателя и мыслителя со всеми его противоречиями, в сложной связи с его современниками, где есть место и Сергею Есенину, и Александру Блоку, и Михаилу Пришвину, и Леониду Андрееву... Ему нужно вновь представить себе накал идеологических противоречий между Горьким и Лениным, который возник между ними в период написания «Несвоевременных мыслей»...
В своё время Маяковский выкрикнул своё отношение к пролетарскому вождю: «Я люблю вас, но живого, а не мумию!..» Сборник «Нельзя молчать» также призван снять с Горького «хрестоматийный глянец» и представить его как человека живого, страстного и страдающего.