Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Открытие неизвестного прошлого

01 января 2007

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ ИЗДАТЕЛЮ

Издательство «Эннеагон Пресс» выпускает книги по психологии, истории, антропологии, художественную и фольклорную литературу, а также произведения, созданные на стыке этих направлений. Сегодня у нас в гостях глава издательства Юлий АРАНОВ.

– Давно ли существует ваше издательство?

– Издательство «Эннеагон Пресс» основано в 2005 году благодаря усилиям группы единомышленников. И я, и мои друзья, стоявшие у истоков издательства, – страстные читатели, нас всегда интересовала литература, которая ставит вопросы, что такое человек в историческом, психологическом и духовном аспекте. Поэтому одним из главных направлений нашей деятельности стало исследование традиционных и малоизвестных подходов к изучению культуры, человека и его будущего. Путь культурного развития сложнее, чем он нам кажется. Мы начали с переводных книг, посвящённых проблеме: что человечество приобрело в результате культурного развития и прогресса, а что – потеряло.

– И что же, например?..

– Мы получили земледелие, дороги, письменность… книгоиздание в конце концов! Но одновременно с этим цивилизация развивалась так, что её путь привёл нас в нынешнее общество потребления с его весьма примитивными ценностями и агрессивным неприятием всего, что выходит за рамки приземлённых интересов. Сколь сильно повлияла на человечество потребительская мода, мы можем судить по нашим читателям. Это либо очень молодые люди, лет 20–25, или те, кто старше 40. Поколение от 30 до 40 лет, по которому в нашей стране пришёлся главный удар культа потребления, – это провал. К сожалению, среди них читают серьёзную литературу немногие, те, кто изначально был воспитан на вечных ценностях и сумел сберечь их в своей душе.

– Удаётся ли вам поведать читателю что-то новое, доселе неизвестное?

– Сами судите, многие ли знают, как на самом деле была развита психология в Cредние века? У нас существует пренебрежительное отношение к варварскому Средневековью, однако открытия Фрейда, Юнга, ставшие откровением в ХХ веке, – всё это было известно уже Авиценне, причём он не был первооткрывателем, а всего лишь систематизировал накопленные к тому времени знания. У многих суфийских мудрецов можно найти весьма современные идеи. Очень интересно следить за тем, как древние культуры на пике своего развития повлияли на нас. Одну из книжных серий мы назвали «Слон в темноте», как напоминание об известной восточной притче о трёх мудрецах, которые пытались на ощупь понять, как выглядит слон: тот, кто ухватился за хвост, сказал, что слон похож на верёвку, тот, кто ощупывал ногу, сравнил слона с колонной… Такое вот открытие неизвестного прошлого, которое теперь приходится восстанавливать по фрагментам.

– Каковы, по вашим наблюдениям, тенденции развития современной литературы и как вы на них реагируете?

– Стали появляться очень интересные романы, посвящённые прошлому. Я имею в виду не Коэльо или Дэна Брауна, а такие произведения, как, например, «Путешествие в двух мирах» испанского писателя Хуана Тафура. Он реальный потомок знаменитого путешественника Педро Тафура, побывавшего в Бухаре в качестве посланника двора Медичи. Он привёз оттуда карту звёздного неба, ориентируясь по которой Колумб нашёл Америку, а Галилей сделал свои открытия. Его путешествию и посвящён этот роман, который выйдет в этом году в нашем издательстве.

Мы начинаем поднимать пласт современной литературы, особенно испанской и латиноамериканской. Когда я был на недавней Лондонской книжной ярмарке, нашёл там немало интересных произведений. Конечно, наша литература может быть интересна не для всех, она никогда не будет продаваться как горячие пирожки. Но у нас есть постоянные читатели.

Нас интересуют сказки, легенды, мифы. Интерес к сказкам всегда активизируется в кризисные времена, равно как и развитие самого этого жанра. Да сами посудите – «1001 ночь», разве это не сказки кризисного времени в жизни рассказчицы Шехерезады? А «Декамерон» Боккаччо – это же сказки времён чумы! Это не инфантильная и вовсе не детская литература. Сказка, будучи даже записанной, не становится только лишь литературой, она живёт по другим законам. Она не детализирует характеры – сказка, по сути своей, архетипична и представляет собой своеобразный сгусток энергии.

– Какие книги издательства вы могли бы особо отметить?

– У нас вышел сборник произведений Юрия Мамлеева «Бывает…», в котором собраны эссе «Бобок», 35 рассказов и две пьесы. Большая часть рассказов и обе пьесы ранее не публиковались. К некоторым рассказам автор специально для этой книги написал разъяснения. Иллюстраций в привычном понимании в книге нет. Графика в ней только выявляет впечатление художника от сплетения писателем внешних и внутренних состояний. То есть параллельный тексту изобразительный ряд, передающий ритм, темп, предчувствия, флюиды, фантомы повествования.

Вышла книга поэта, переводчика и культуролога Евгения Головина «Серебряная рапсодия. Впечатления о русской поэзии начала ХХ века», это сборник эссе, посвящённых поэтам Серебряного века. Она адресована не только специалистам, но будет понятна читателю, ещё не запомнившему все направления тогдашней поэзии – символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм и прочее. Даже дидактическая, даже нравоучительная поэзия прежде всего апеллирует к чувствительности внутреннего мира. Когда мы говорим «нравится» – «не нравится», «плохое» – «хорошее» стихотворение, видимая небрежность подобных оценок соответствует наброску границ этой индивидуальной сферы. Поэзию не всегда надо понимать умом – порой лучше её просто чувствовать.

– Как, по-вашему, влияет нынешний кризис на отношение человека к книге?

– Мнения о кризисе и его влиянии противоречивы. Кому-то кажется, что он заставит людей искать в книге только развлечения и возможности отвлечься от проблем. Но мне представляется, что основной эффект кризиса будет иным. Смотрите сами, что произошло у нас на глазах? Система общества потребления оказалась мыльным пузырём и лопается. Виртуальная глянцевая реальность кончается, мишура исчезает. Но раз кризис подрывает веру человека в систему с её готовыми ответами и стандартными рецептами счастья – люди начинают искать ответы сами. А где их можно найти? Прежде всего в книгах, сосредоточивших накопленное многими поколениями знание. В такие моменты всегда расцветает, в хорошем и в плохом смысле слова, религия. И одновременно с этим возрастает интерес к серьёзной литературе. Поэтому, я думаю, драматические перипетии современной экономики заставят очень многих задуматься о вечном, что в конечном итоге пойдёт на пользу людям, мало-мальски способным мыслить.

Обсудить в группе Telegram

Ольга Шатохина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS