Не так давно мир узнал имена новых лауреатов Нобелевской премии по экономике. Вообще-то, если глянуть на истоки, Альфред Нобель их не предусматривал. Это Шведский нацбанк решил сделать реверанс перед американским финансовым капиталом и учредил с 1969 года премию в этой области. Реверанс имел продолжение: за минувшие полвека большинство премированных экономистов – американцы. Иногда, как и в этом случае, удивляешься: а за что Шведский банк присваивает премии?
Например, ныне ими отмечены американцы Уильям Нордхаус и Пол Ромер за работы в области глобального долгосрочного макроэкономического анализа: Нордхаус поощрён за внедрение в него учёта изменений климата, Ромер – за объяснение, как на экономический рост влияют инновации. Особо примечателен первый из лауреатов. Нордхаус, если брать сухой остаток, утверждает, что… глобальное потепление ещё на несколько градусов приведёт к краху экономики всего мира и к гибели человечества. Звучит сенсационно, а по сути – не ахти какое открытие!
Уже давно известно, если касаться темы глобального потепления, что главным его «оператором» на планете является Мировой океан, а из всех навязчивых воплей о коровьих газах и фабричном дыме торчат длинные капиталистические уши: «Как бы ещё обобрать конкурентов!»
Лучше бы поразмышлять и принять неотлагательные практические меры в связи с другими вещами. Например, не секрет, что «большой Лондон» сливает фактически всю свою канализацию в Атлантический океан. Не очень чистоплотна в этом смысле и остальная Британия. Кстати, и Скандинавские страны, на словах особо ратующие за чистоту окружающей среды, тоже не могут служить примером безукоризненного экологического поведения.
Отсюда можно дать всем читателям практический совет: не покупайте рыбку из Атлантики, лучше покупайте дары наших чистых северных морей или Тихого океана. Ведь известно, что столь же островная Япония почему-то не поступает, как Британия, а уничтожает весь мусор и отходы жизнедеятельности на специальных заводах. Может, ещё и потому, что столетиями питается рыбой и морепродуктами из окрестных морей и привыкла держать их в чистоте. Есть ещё одна «странность»: норвежцы поставляют выращенную у своих берегов рыбу другим, в том числе в Россию, а для себя предпочитают закупать рыбу нашу – североморскую или тихоокеанскую. Роспотребнадзор уже не раз замечал невысокое качество продукции фьордовых «помоек». Но надо, видимо, действовать более решительно.
В глобальном же плане давно пора поставить вопрос об установлении платежей (штрафов) за загрязнение и нагрев Мирового океана сливами гигантских объёмов нечистот. К этому многие страны причастны, и это действительно всё более грозная проблема. Поможет ли работа Нордхауса её разрешению? В этом есть большое сомнение. Как и в сфере литературы, престиж экономической Нобелевской премии всё более падает в глазах реальных специалистов.
Владимир Акоев