Весенние месяцы стали кульминацией нынешнего филармонического сезона. Два сольных концерта выдающихся пианистов современности Григория Соколова и Михаила Плетнёва, впрочем, как всегда, вызвали огромный интерес. И, как всегда, он вполне оправдался. Исключительные отношения двух мастеров со звуком в очередной раз показали, что такое фортепианное искусство на самом деле. О концертах много писали. А мне хочется отметить только одну очевидную особенность: с каждым концертом Григорий Соколов всё моложе, а Михаил Плетнёв – всё старше. Наверное, это связано и с опытом, и с возрастом, и с миропониманием, но, безусловно, привносит в их выступления нечто особенное, сугубо индивидуальное и неповторимое.
Москву посетил «английский Рихтер» Джон Лилл. Первый вечер в Большом зале Чайковского посвятил Бетховену, исполнил четыре сонаты композитора (8, 15, 14 и 32). Лилл учился у Вильгельма Кемпфа, и в исполнительной манере у них много общего: никакого модничанья, уважительное отношение к автору, серьёзное и глубокое постижение текста. Консерватизм в чистейшем виде. И меня, как слушателя, он не только вполне устроил, но и порадовал. Бетховенские интонации волновали, непосредственность мысли самого композитора была передана просто и очень убедительно. Особенно это чувствовалось в 32-й сонате. Ощущение, что Лилл весьма откровенно поделился какой-то важной частью собственной жизни.
Во второй вечер удивил – исполнил два концерта Сергея Рахманинова (№ 2 и № 3) с оркестром Московской филармонии под управлением дирижёра Димитриса Ботиниса. Пианисту, между прочим, 74 года. Сыграть два сложнейших произведения с интервалом в полчаса – невероятно. Но любовь к Рахманинову (концерт посвящался 145-летию со дня его рождения) и высочайший профессионализм позволили сделать это блестяще.
Интересным и заметным был концерт в том же зале Чайковского Юлианы Авдеевой. Пианистка очень серьёзно увлечена польской музыкой, и это чувствуется в её программе. Конечно, вне всяких сравнений – Шопен. Авдеева умеет передать интимность сочинений композитора. Как-то просто и впечатляюще. Манера, если судить по воспоминаниям современников, самого Шопена.
Неожиданный подарок меломанам сделала преподаватель РАМ им. Гнесиных Юлия Пантелеева – перевела на русский язык давно написанную статью Мишеля Фуко о Булезе «Пьер Булез, или Пройти сквозь экран». Известно увлечение выдающегося французского мыслителя кружком композитора, и в частности творчеством Бараке, который, собственно, туда его и привёл. Самого Бараке он считал гениальным и самым непонятым композитором XX века. Любопытно читается и дарит много подробностей о талантливейшем поколении французских музыкантов.
Обнародованы списки пианистов, допущенных к участию в VII Международном конкурсе пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко, который откроется 31 августа в Екатеринбурге. Их будет 44. В основной и юношеской номинациях конкурса. Умения, надеюсь, редкие продемонстрируют молодые музыканты из России, Англии, Франции, Швейцарии, Польши, Израиля, Китая, Южной Кореи, Казахстана. Жюри возглавит профессор Парижской консерватории Корто Рене Шерешевская. На открытии конкурса традиционно выступит победитель предыдущего, в данном случае Олег Худяков с Уральским филармоническим оркестром под управлением Алексея Доркина. И впервые присутствующие познакомятся с лауреатами международных конкурсов – воспитанниками консерватории Корто.
Всем удачи!