Курорты Эмиратов, Туниса, Египта – это здорово. Но, конечно, арабский мир – явление куда более масштабное и в условиях противостояния с Западом приобретает для России особое значение. Проблем во взаимоотношениях немало, например, многие страны арабского мира заняли двойственную позицию в отношении санкций против России. Есть и позитивные моменты, большие перспективы. Об интеграционных процессах – мнения экспертов.
Игорь Матвеев, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН:
– На Западе многие удивлены позицией арабов в отношении специальной военной операции России. Но если знать историю, то поймёшь, почему в арабском мире хорошо осознают озабоченность России в связи со своей безопасностью. Арабы знают, что такое колониализм, диктат, это в их исторической памяти. Как знают и то, что есть массовая западная культура – в арабском мире её называют культурным спидом. Понимают: мы все на пути к многополярному миру. И есть всё для укрепления сотрудничества. В торговле следует больше использовать национальные валюты, отказываться от доллара и гегемонии США. Важно, чтобы карта «Мир» действовала всюду. Было бы полезно учредить мощный русско-арабский банк, отказаться от Swift, создав свою систему. Был бы нужен евразийско-арабский форум – обсуждать проблемы, вырабатывать рекомендации. Востребованы изменения в информационной сфере. Пока в арабских странах превалирует Запад, его СМИ. Прозападно ориентированы многие представители элиты. Но это не должно никого смущать, элитам приходится принимать во внимание, что «улица» традиционно, ментально, исторически «за» русских, тянется к России.
Нурхан Эль-Шейх, профессор политологии Каирского университета, член Египетского совета по международным делам:
– История сотрудничества России и арабского мира обширна. Россия для нас друг и стратегический партнёр. Россия, или ранее СССР, – единственная из великих держав, которая всегда помогала, а не грабила арабов. Сейчас мы переходим в новый мир, много вызовов, но и возможностей. Немало людей у нас считают, что арабам не следует поддерживать санкции Запада против России. И во всех сферах жизни нужны конкретные действия. Немало проблем надо решить в вопросах сотрудничества в культуре, медиасфере. Хочется видеть больше живых контактов журналистов, людей искусства. Нехватка квалифицированных, а также молодых арабистов и русистов также проблема общая, многое утрачено. Перед собой ставим задачу активнее представлять российскую культуру, кинематограф, как в советские времена. А то включишь радио – английские, испанские, итальянские песни, а русских нет.
Маджид Ат-Турки, директор Центра российско-арабских исследований и информации (Эр-Рияд):
– Про деньги. Ещё в 1995–1996 годах хотели создать общий с Россией банк. Не вышло. Самое время вернуться к идее. Ведь, например, совместный с Казахстаном банк уже есть. Считаю, отношения России и арабского мира отстают от требований времени. Почему бы помимо банка не создать общий инвестиционный фонд? Для этого у нас с вами всё есть. Мир меняется, надо оперативно реагировать. Консультаций, симпозиумов проходит предостаточно, а конкретных результатов мало. Пока не получается оперативно переходить от слов к делам. Полагаю, исполнительные органы с обеих сторон не поднимаются до уровня идей и замыслов руководства. Конечно, не моё дело, но полагаю, что в МИДе России нужен департамент стран Персидского залива. И, конечно, надо действовать в увязке со странами Центральной Азии.
Мнения представил
Владимир Сухомлинов
Справочно
Численность населения 21 арабской страны приближается к цифре 440 млн чел. Крупнейшая – Египет, 106 млн чел. В регионе действуют такие организации: Лига арабских государств (ЛАГ – 19 стран), Союз арабского Магриба (Алжир, Тунис, Марокко, Мавритания, Ливия и Западная Сахара), Совет арабского сотрудничества (Египет, Ирак, Иордания, Йемен), Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.