Второй номер журнала «Русское искусство» за 2018 год полон Крымом – ярким, жарким, благоуханным. Таким, каким его видели выдающиеся художники, архитекторы, писатели и каким он может предстать перед каждым, кто открыт магии этого края.
Посвятить Крыму отдельный номер было давней мечтой редакции журнала. Неисчерпаемость темы заставила подойти к воплощению замысла с особой тщательностью, собрав под одной обложкой истории о памятниках древних и современных, навсегда исчезнувших и чудом сохранившихся, запечатлённых в стихах и прозе, письмах и мемуарах.
Этот номер можно без преувеличения назвать «Малой Крымской энциклопедией» – пытливый путешественник по Таврии найдёт на его страницах много интересного, а порой и неожиданного. Искусствовед Анастасия Лосева представляет ныне не существующую прекрасную Ореанду, первую из крымских резиденций Романовых, которая для владелицы – императрицы Александры Фёдоровны – была своего рода архитектурным воплощением легенды об Ифигении, перенесённой богами в Тавриду. Научные сотрудники музея обороны Севастополя пишут о восстановлении и «творческом дополнении» знаменитой панорамы Франца Рубо, пострадавшей во время Великой Отечественной войны. Филолог Валентина Евдокимова знакомит читателей с воспоминаниями членов семейства Юсуповых не только об их роскошном дворце в Кореизе, но и о гораздо менее известной широкой публике усадьбе в Коккозе, выстроенной по образцу ханского дворца в Бахчисарае. Геннадий Шалюгин, много лет возглавлявший ялтинский Дом-музей Чехова, рассказывает о даче писателя в Гурзуфе – крошечной «мазанке среди скал», где ему так хорошо работалось.
По традиции ведущих художников номера представляют сотрудники Государственной Третьяковской галереи. Среди многих и многих, воспевших морскую синь, небесную лазурь и красоту крымских просторов, были выбраны Василий Верещагин, Константин Коровин, Аполлинарий Васнецов и рано ушедший из жизни Фёдор Васильев. Но в центр внимания мудрые искусствоведы поставили не столько картины выдающихся мастеров, сколько драматические повороты их судеб, навеки переплетённых с «последней пядью русской земли».
Литературный «портрет» Крыма столь же замысловат и многогранен, как и живописный: краткие зарисовки Константина Паустовского о Чехове и Грине соседствуют с «венком», сплетённым из строк великих поэтов – Пушкина и Фета, Цветаевой и Волошина, Мандельштама и Ахматовой, вдохновлённых красотой Тавриды.
Этот фантастический «чарующий, лучший мир», как писал о Крыме Феликс Юсупов, можно, как сказочную пещеру, открывать для себя снова и снова, и нынешний номер журнала станет читателю верным спутником на счастливом пути познания.