Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Откуда берётся самодеятельность?

01 января 2007

А ВЫ СМОТРЕЛИ?

«Культурная революция» (канал «Россия Культура»), как всегда, сформулировала тему передачи провокативно: «Художественная самодеятельность – профанация искусства». Согласным с такой постановкой вопроса оказался режиссёр Вячеслав Спесивцев, оппонировала Ольга Свиблова, арт-директор Московского дома фотографии. Раскрывая тему, участники дискуссии и гости студии предлагали серьёзные аргументы, каждый по-своему был убедителен, однако говорили в основном о природе творчества и персональном опыте. Как будто намеренно за скобками остался важнейший вопрос – социальной значимости самодеятельности и необходимой для этого инфраструктуры. О народном творчестве рассуждали в контексте искусствоведения культурологи, и только в финальном спиче Михаил Швыдкой указал на опыт Финляндии, которая «сделала невероятный рывок в высоких технологиях». Ведущий связал этот факт с тем, что каждый второй финн пел в хоре, а каждый третий играл в любительском театре.

Чтобы развить мысль Михаила Ефимовича, вспомним о Советском Союзе. В передаче была приведена статистика (но как-то вскользь, как будто стесняясь): в СССР художественной самодеятельностью занимались 14 млн. взрослых и 10 млн. детей. Не лучше ли обратиться к этому опыту собственного прошлого, а не к финскому, пускай и очень показательному?

В связи с этим хотелось бы привлечь внимание читателей к малотиражной, узкопрофессиональной книге, выпущенной в этом году Музеем архитектуры им. Щусева «Клубы, построенные по программе профсоюзов. 1927–1930». В книге автор исследования И. Чепкунова приводит данные: «Московский губернский совет профсоюзов создал единую клубную программу, рассчитанную на четыре года, по которой предполагалось построить 78 клубов – 30 в Москве, 48 в Московской области». Конечно, цель издания – каталогизировать памятники конструктивизма, в ней не обобщена история клубного строительства по всей стране. Но даже этого исследования достаточно, чтобы понять, каким был масштаб замысла.

Клубов в Москве и Московской губернии построили даже больше, чем планировалось. Сегодня по ним можно изучать историю конструктивизма – одного из самых ярких эстетических направлений ХХ века: ДК им. Русакова, ДК им. Зуева, ДК ЗИЛ, многие другие – являются не только мировыми архитектурными шедеврами, но и иллюстрируют отношение советского государства к самодеятельности. Созданная тогда, 80 лет назад, инфраструктура эксплуатируется до сих пор. И главный вопрос: как современная Россия собирается содействовать народному творчеству в новых условиях? И собирается ли? Если для привлечения общественного внимания «Культурная революция» решила намеренно заострить тему, сместить акценты, может, и нет в этом ничего страшного. Жаль только, статистика осталась на втором плане, а ведь именно в ней отражено нынешнее положение народного творчества. Будем надеяться, что разговор о самодеятельности в контексте рыночных отношений на канале «Культура» ещё состоится.

Вадим ПОПОВ

televed@mail.ru

Обсудить в группе Telegram

Вадим Попов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS