Перейти к содержанию
  Пятница 29 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Искусство

Откуда взять учёности плоды?

01 января 2007

КРИК ДУШИ


Искусствоведение пора спасать 

Порой можно услышать мнение, что в нашей стране сегодня отсутствует настоящее искусствоведение. Особенно в этом смысле достаётся молодёжи, решившей посвятить себя данной отрасли знания: её обвиняют в неспособности, более того, в нежелании проникнуть в суть вещей. 

Но проблема, как мне кажется, лежит гораздо глубже. Можно тысячу раз говорить, что молодёжь наша ничем не интересуется, что её главный интерес кроется в как можно более быстром получении дипломов, но без учёта специфики нашего обучения картина будет очень сильно искажена. 

Создаётся ощущение, что государство как будто совсем не заинтересовано в высоком уровне образования, в том, чтобы студенты получали реальные знания. Нередко можно слышать от студентов, по-настоящему любящих и увлечённых своей будущей профессией, что полученные в стенах вузов знания не способны хоть как-то помочь на выбранном ими пути. Вроде бы пять лет учатся, упорно занимаются, а результата как такового нет. И дело не в том, что молодёжь глупая и неспособная, как раз наоборот, а в том, что ей дают такой минимум – если он вообще присутствует, – который ставит перед фактом: либо самообразование (но молодёжь она и есть молодёжь: её надо учить, надо воспитывать), либо дополнительное побочное образование (которое очень дорого, да и не всегда эффективно). 

Сама я прекрасно помню, как мы, студенты, ходили к декану нашего факультета и просили, чуть ли не умоляли поставить нам те предметы, которые нам действительно нужны. Но часто мы получали в ответ: «У факультета денег на такого преподавателя нет» (а надо сказать, что я оканчивала платное отделение). Попытки же добиться хоть чего-то от тех, на кого деньги есть, приводят иной раз к анекдотическим ситуациям. Когда, например, мы задавали вопрос одному из преподавателей о сущности современного искусства, то в ответ слышали: «Ну, вы же искусствоведы, вот и разберитесь в этом». 

Конечно, наверное, нужно благодарить государство за то, что у студентов единые карточки, бесплатный пропуск в музеи (хотя выставки в некоторых музеях платные, без льгот), но, с другой стороны, есть жизнь после вуза. Блага аспирантуры отнюдь не столь велики: в музеях постоянно слышишь, что ты уже не студент, значит, надо платить полную стоимость, а стипендия аспиранта при этом составляет 1000–1500 рублей (хотя у нас в институте давно на доске объявлений статья, где Фурсенко обещает с начала 2007 года стипендию в 2000 рублей). Дневная аспирантура требует полной занятости, но как возможно при такой стипендии вообще жить, не говоря уже о том, что аспирант должен быть, по идее, состоявшимся специалистом и, главное, социально состоявшимся человеком. 

И всё-таки даже при горячем желании чему-либо научиться часто встречаешься с диким непониманием того, что происходит вокруг. Бегаешь на лекции (во время рабочего дня) и либо слушаешь то, что и так давно знаешь, либо чисто субъективную информацию. Молодую поросль отечественного искусствознания укоряют в том, что она-де не умеет мыслить так, как должен мыслить настоящий искусствовед. «Ассоциативное мышление должно преобладать над так называемым информативным; важно не просто выучить наизусть даты и биографии художников, но и уметь выстраивать всё это именно в ассоциативный ряд, искать связи», – часто слышим мы от преподавателей. Но вот этому-то как раз никто и не учит! Мечта встретить хотя бы раз по-настоящему толкового (я уже не говорю одарённого) преподавателя остаётся лишь мечтой. 

Иногда возникает чувство, что никому в принципе ничего не нужно и что искусство (и его преподавание) – суть та же машина для собирания денег. Вот, скажем, ты приобретаешь абонемент на лекции по истории живописи (они иногда действительно доступны) и два часа в неделю слушаешь непонятно что, более всего напоминающее разговоры на кухне. 

Недавно «купилась» на цикл лекций в Русском музее, вернее, в его филиале – Михайловском замке. Название абонемента звучит так: «Живопись и музыка». Казалось бы, серьёзное учреждение, такая история, такие, казалось бы, возможности… Устроено всё по следующей схеме: музыкальная часть и затем уже собственно лекция. С первым вроде бы дело обстоит нормально: молодые ребята, лауреаты всероссийских и даже международных конкурсов, добросовестно исполняют музыкальные произведения, названия которых с некоторой задержкой читает по бумажке ведущая концерта (правда, с ляпами, когда возникают названия на французском и немецком языках). А вот затем после небольшого опоздания выходит лектор и начинает рассказывать, к примеру, про символизм в живописи, позволяя себе то, что иначе как издевательством не поименуешь (а является он при этом ведущим научным сотрудником Русского музея). Даты написания произведений он искал в каких-то своих записях, в названиях ошибался. Но самой замечательной была фраза о том, что он забыл имя преподавателя, к которому ездили учиться русские художники в Париж, и что вроде бы помнит, что начинается его фамилия на букву «к». И даже не счёл нужным извиниться перед сидящими в зале людьми совершенно разного, но в основном вполне солидного возраста, многие из которых после этой фразы стали покидать лекторий. 

Сам по себе цикл этих лекций (они закончатся в конце апреля) пока не оправдывает ни названия, ни затраченных денег. Связи живописи с музыкой, по-моему, никто из присутствовавших так и не почувствовал. 

Я прекрасно помню, как с первого курса в институте нам твердили: самые лучшие искусствоведы – это немцы и Германия в этой отрасли знания впереди планеты всей. Эту же фразу я услышала, когда поступала в аспирантуру. Но одно дело – сидеть в курилке и жаловаться на отсутствие хороших искусствоведов и совсем другое – реально помогать молодым людям, которые действительно стремятся к знанию, становиться таковыми. Если этим хоть в малейшей степени озаботится государство, если будут по-настоящему заинтересованы в воспитании нового поколения учёных преподаватели и исчезнет эта халтура из залов роскошных музеев, то и искусствоведению у нас, думаю, не придётся ощущать себя бедным родственником на фоне важного германского герра. 

Ирина Павлова

аспирантка НИИ Истории искусства, САНКТ-ПЕТЕРБУ...
Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты