Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Отложенный протест

01 января 2007

РЕЗОНАНС

Нет никакого «фантастического русского терпения»

Столярная мастерская. Литография И.С. Щедровского. 1839 годЗабастовки – одна из самых ярких, сильных, классических форм социального протеста, и когда речь идёт о забастовках (или отсутствии таковых), нельзя обойти стороной социальный или социально-психологический контекст. 

Видим странную картину: публицисты, политические и общественные деятели, простые граждане без конца говорят об острых социальных проблемах. Материалов по этой теме в изобилии, статистических данных предостаточно, подспудно, как показывают опросы, растёт и массовое недовольство. Тяжёлые, а порой и чрезвычайно тягостные ситуации, в которых оказываются наши соотечественники, что называется, вопиют, но в ответ – всеобщие молчание, неподвижность, согласие и конформизм... 

Мнение-стереотип о том, что русский народ прославлен своим терпением, бесконечным и бездонным, и вообще не способен к протесту, абсолютно не подтверждается историей. XVII век был назван «бунташным». XVIII изобиловал множеством всем известных бунтов и крупных восстаний. Только в одном 1839 году 12 губерний были охвачены крестьянскими волнениями, и III Отделение, докладывая об этом Николаю Первому, высказало свой взгляд на проблему следующими словами: «Крепостное состояние есть пороховой погреб под государством». 

Протест накапливался, общественная мысль кипела, и в конце концов это привело к событиям, которые «потрясли мир», сильно изменили траекторию его движения, в особенности как раз в постановке и решении социальных проблем. То бишь нет никакого фантастического русского терпения. Есть действительно большая выносливость, есть и терпеливость, но это никоим образом не объясняется какой-то исторически засвидетельствованной, неизбывной пассивностью. 

Основной формой протеста в России как стране, очень долго сохранявшей все признаки традиционного общества, с огромной массой крестьянского населения, был бунт – вплоть до конца 20-х годов прошлого века. Современные формы противодействия, присущие развитым индустриальным и постиндустриальным обществам, у нас не развились. В советские времена ведущую (практически исключительную) роль в решении социальных проблем брало на себя государство, при этом такой институт защиты трудящихся, как свободные профсоюзы, не сформировался. 

От традиционного общества в России практически ничего не осталось, общество же с прогрессивными структурами протестного движения, боюсь, не достигло у нас даже зачаточного состояния. Страна попала в некую расщелину среди «тектонических плит». 

Протестуют всегда против того, что считается неприемлемым, недолжным. В западноевропейских и других ведущих странах мира граждане давно и прочно усвоили, против чего непременно следует протестовать, хорошо выучили современный язык социального протеста. 

Нашему же социуму этот язык пока неведом, да и сам социум оказался в условиях беспрецедентных. Российский капитализм с резко выраженной идеологией социал-дарвинизма не имеет аналогов в мире. Нигде за рубежом нет такой, как у нас, грубой проповеди обогащения любой ценой, столь циничного оправдания социального неравенства. Россия, по сути, выпала из глобального пространства, в коем сильны наработанные веками идеи и традиции общественного протеста. 

Что делать? Научиться чему-либо можно только учась. Пора наконец понять, что «лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идёт на бой». Наши сограждане в большинстве своём переживают некую инерцию выжидания (и выживания любой ценой) и пока ещё находятся в положении просителей по отношению к руководителям всех рангов и специализаций, не находя в себе достаточных сил и мотивации требовать. 

Посмотрите, во что у нас превратился Первомай. Историю рождения праздника все мы учили в школе и знаем: чтобы капитализм, тот самый хищный, классический, дикий, сам по себе «взял умылся и переродился» – такого никогда не было и не будет. Знаем и то, что для разгона забастовщиков в США, отмечавших этот день, был использован пулемёт. Кстати, по католическому календарю первое мая – день святого Иосифа-труженика, поэтому праздник труда отмечали и продолжают отмечать не только у нас, но и, например, во Франции. 

Вот на что следовало бы обратить внимание нашим прозападным политикам, общественникам, журналистам, вместо того чтобы стыдить своих соотечественников, обзывая их совками и прочими подобными словечками. 

Как бы там ни было, катастрофы ещё нет. Страна пребывает в этаком неопределённом состоянии, которое я бы назвала состоянием «отложенного протеста». Как он себя проявит – когда выжидать и выживать будет ещё труднее, когда нефтяные деньги вместе с нефтью станут иссякать, – сегодня спрогнозировать трудно. Но к новой ситуации надо готовиться... 

Ксения МЯЛО

Обсудить в группе Telegram

Ксения Мяло

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS