Общественное телевидение России сообщило в новостях: восстановлена мемориальная доска Брежнева. Этот факт решили сопроводить ещё и комментарием, что логично, ведь телевидение общественное, а Леонид Ильич – самый почитаемый в России политический деятель (на втором месте Ленин, на третьем – Сталин).
Кому же поручили рассказать о лидере Советского Союза, который руководил страной более 18 лет?.. Георгию Бовту. Да, да, тому самому – активисту партии «Правое дело», который то и дело появляется в СМИ в качестве полемиста.
И вот человек, известный своими антисоветскими взглядами, начинает предлагать аудитории собственную версию истории СССР. Комментатор сходу берёт высокомерный ироничный тон – таким образом зрителю указывают, что описываемое явление недостойно серьёзного разговора. Однако начинает Бовт миролюбиво, поместив фигуру Брежнева на фон ужаснейшего из его предшественников: «Режим был не в пример мягче сталинской гулаговщины».
Раззадорив себя гнетущими воспоминаниями, обозреватель ОТР выдаёт инвективы: «При Брежневе было окончательно добито русское село…», «Научные институты погрузились в бессмысленное чаепитие…» Это, так сказать, политэкономический анализ эпохи от бывшего сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, а заодно магистра Колумбийского университета.
Тем, кто бывал в советском селе 70-х, могло показаться, что им послышалось. Чуть не поперхнулись и зрители, помнившие, что при Брежневе возводили энергогиганты, побеждали в космической гонке, строили БАМ, создавали нефтяную и газовую отрасль (всё, что сейчас успешно эксплуатируется олигархами)… Но, видимо, оратор рассчитывал на другую аудиторию. На кого же?
Конечно, на неокрепшие умы. ОТР Анатолия Лысенко (бывшего руководителя молодёжной редакции ЦТ СССР) как будто по инерции адресует агитацию молодому поколению. Ну, ведь не пенсионерам, не сорокалетним рассказывают эти байки? Расчёт на девственно чистый мозг подростка, который поверит, к примеру, в бовтовские картинки повседневной жизни СССР. О, ужас, отдыхать тогда приходилось не в Египте с Турцией, а исключительно «дикарём и жить в вонючем сарае», а «купить автомобиль было нереально». Само собой, выделен и ключевой момент нежизнеспособности советской системы – дефицит туалетной бумаги… Вот, пожалуй, и всё исследование советского прошлого магистра Бовта.
Но был ещё и вывод, ради которого и затевалась, видимо, пламенная речь постоянного обозревателя ОТР: «По существу, Брежнев оставил нам один, может быть, не до конца выученный урок – о том, как важно уйти вовремя и дать дорогу тем, кто чувствует новое, его вызовы, угрозы и возможности…»
Это эзопов язык из арсенала «застойных времён»? Намёк на Путина, что ли? Но почему так вяло: «Может быть, не до конца выученный…» Где огонь и страсть, звучащие только что в адрес генсека? Не потому ли так тщедушен пафос обличения, что ОТР финансируется государством, руководимым Путиным, а не Брежневым?
И, наверное, надо полагать, «чувствующие новое, понимающие вызовы и угрозы» – это они – соратники по «Правому делу»?..
Согласимся с Бовтом в одном: эти ребята умеют виртуозно пользоваться «возможностями» эпохи. Хоть при Брежневе, хоть при Путине.