
Недавно рассекреченные в США документы поведали ещё об одной операции ЦРУ времён холодной войны. Американские «рыцари плаща и кинжала» подсыпали химикаты в 800 мешков сахарного сырца в партии из 80 000 мешков, направлявшихся на грузовом судне с Кубы в СССР. Эпизод всплыл в пакете новой информации об убийстве президента Кеннеди в рамках борьбы конспирологов-трампистов против относительно «либеральной» части спецслужбы. При всех разногласиях внутри разведоргана понимаем, что в целом ЦРУ – крупнейшая криминальная организация в мире.
Не нужно было ждать прихода Трампа, чтобы узнать о секретных операциях. В США всегда находились журналисты и историки-расследователи, которые изобретательными путями и часто с помощью источников внутри спецслужб, возмущённых бесчеловечными и противозаконными практиками, раскрывали обществу их злостные преступления.
В ряду работ о секретных операциях против советского блока и других непокорных особняком стоит книга историка-исследователя Уильяма Блума «Убийство демократии: операции ЦРУ и Пентагона в период холодной войны» (вышла на русском в 2013-м). Среди сотен коварных методов фигурируют отравленные сигареты, предназначенные для убийства руководителей ГДР; отравленный перстень – с ним на пальце убийца должен был пожать руку президенту де Голлю; отравленные мука и рис для Ямайки (зимой 1975–1976 годов там умерли 17 человек).
Что двигало такими исследователями? Уильям Блум мечтал о карьере на госслужбе и поступил в госдепартамент. Там, изнутри, в годы войны во Вьетнаме увидел, что значит американское «продвижение демократии». В итоге его миссией стало стремление «если не свернуть, то хотя бы остановить экспансию американской империи, которая причиняет столько страданий всему миру».
Благодаря мужественным исследователям люди узнавали об истинных делах США в противовес пропагандистской версии событий. Госорганы не пресекали их работу – достаточно было замалчивать, чтобы знание не стало достоянием населения. Университеты, как получатели бюджета и поставщики кадров в госорганы, тоже активно способствовали замалчиванию.
Теперь работа таких исследователей может стать ещё сложнее. И не только их, а гораздо шире – любой критический взгляд на историю США может стать наказуемым. Трамп подписал указ «Восстановление правды и здравомыслия в американской истории». Он требует прекратить «ревизионистское движение», которое «стремится подорвать выдающиеся достижения Соединённых Штатов, выставляя в негативном свете их основополагающие принципы и исторические вехи». Трамп обвиняет крупнейшее музейное объединение – Смитсоновский институт в продвижении «нарративов, представляющих американские и западные ценности как изначально вредные и угнетающие». Государственные памятники должны «фокусироваться на величии достижений американского народа», забыть про рабство и захват земель коренных американцев, о чём лишь недавно начали говорить.
В отличие от многих других стран, в США критическое восприятие было частью политического ландшафта. Патриотизм по Марку Твену – «любить свою страну всегда, а правительство – только когда заслуживает» – был нормой. Система была столь сильна, что выдерживала критику, несогласие и массовые протесты. Трампизм в себе не так уверен, поэтому подавление инакомыслия будет неизбежным.