В зеркалах: Альманах современной азербайджанской и российской прозы / Составители: Гасан Гулиев, Александр Яковлев. – Баку: Нурлан, 2008.
Как сказано во вступлении, «альманах не ограничен тематическими рамками, поэтому создатели его надеются, что любой читатель найдёт в этой книге что-то интересное, полезное и важное для себя». Безусловно, надежды эти оправданны: общий литературный уровень произведений высок, тематика, стиль изложения, виденье мира представленных авторов очень разнообразны. Тут и глубокие философские рассказы, и документальная проза, и фантастика, и даже притчи. В сборник включены рассказы как писателей маститых, добившихся уже определённого признания, потенциальных носителей звания «представители литературного фронта» своей страны (Натиг Расулзаде, Марина Янаева, Александр Яковлев, Захар Прилепин, Алексей Варламов, Тимур Зульфикаров и другие), так и писателей юных (Наргиз Багирзаде, Искендер Искендеров, Максим Бурдин), не имеющих пока широкой известности, но явно обладающих всеми к ней предпосылками.
Захар Прилепин, известный широкой аудитории по романам «Патологии» и «Санькя», уже получившим и признание публики, и высокую оценку жюри крупных литературных премий, в альманахе фигурирует с рассказом «Грех». Имеет ли рассказ что-то общее с нашумевшим одноимённым романом, отмеченным в этом году премией «Национальный бестселлер»? Имеет. Точнее, является одной из самостоятельных частей, которые и составляют основу романа в рассказах. «Грех» – это рассказ о первой любви, бурлящей молодости, деревне, нравственном выборе и времени, которое больше не повторится. Захарке, главному герою, семнадцать лет, и он «нервно носит своё тело». Он жаден до всякого нового ощущения: улыбаясь, наблюдает за свиньёй, которую готовятся резать, и чует «странный вкус сладости чужой, пусть животной, смерти», по-отцовски заботливо возится с маленьким Родиком, ловит каждое движение замужней, запретной Кати и потому, быть может, более желанной, нежели её сестра… И во всей этой атмосфере царит пряный, оглушающий аромат нервозной юности, многодозволенности и понимания этого промежуточного момента, в который становишься «увереннее и сильнее».
У Тимура Зульфикарова, удостоенного в 2004 году премии «Ясная поляна» за «выдающееся художественное произведение русской литературы» (книга «Золотые притчи Ходжи Насреддина») в альманахе именно притчи. Первая под названием «Ходжа Насреддин, Рокфеллер и Золотой Осёл» – размышление о предназначении человека, богатстве и бедности, но прежде всего об умении сострадать и жалеть, умении, которое и определяет истинную жизнь. Богач Рокфеллер дарит странствующему по Великому Шёлковому Пути мудрецу Золотого Осла со словами: «Так и я приобщусь к вечности… Ведь Мировая История помнит только тех богачей, которые помогали мудрецам», а мудрец Ходжа Насреддин велит Золотому Ослу покинуть его, отправиться странствовать с цыганами и возвращаться только тогда, когда тот постигнет «великую науку состраданья ко всему живому и мёртвому».
Стоит отметить участие в сборнике и таких интересных авторов, как Елена Наумова (лауреат премии Н. Заболоцкого и международного конкурса поэзии «Золотое перо Руси»), Гасана Гулиева (лауреат премий «Умай», «Золотое перо», фонда Б.Н. Ельцина и им. М.П. Вагифа), Олега Хафизова (призёр конкурса им. Белкина), Николая Ивеншева (лауреат премий им. Антона Дельвига «ЛГ» и других), Виктора Татаренко (лауреат премий им. Зардаби и «Золотое перо»), Надежды Горловой (лауреат премий «Нового мира» за лучший дебют, «Эврика» и других).
Удивительно, но альманах отражает реальное положение дел в современной прозе по «гамбургскому счёту», потому и не имеет никакого отношения к ставшим обычными в нынешнем книгоиздании сборничкам-междусобойчикам, которые призваны доставлять радость прежде всего самим авторам, а уж читателям как придётся. А в «Зеркалах» даже привередливый читатель найдёт для себя нескольких авторов, безусловно, достойных внимания.