Издательство «Нонпарел» существует с 2003 года. Выпускает художественную, научную, детскую, подростковую, мемуарную, справочную литературу и многое другое. На наши вопросы отвечает директор издательства Светлана АРСКОВА.
– Почему вы решили создать издательство и что означает его название?
– Я начинала в молодости – в 60-х годах прошлого века – работать в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», где прошла хорошую школу и увлеклась издательским делом. В наше тяжёлое время мало литературы, которая воспитывала бы любовь к семье, мы постоянно забываем о подростках и молодёжи. Более того, многих российских писателей, деятелей науки и культуры уже давно беспокоит судьба отечественных семейных архивов, в которых ярко отразились разные эпохи истории нашей многострадальной страны. На этой непаханой ниве мы и пытаемся работать.
«Нонпарель» – полиграфический термин для обозначения мелкого шрифта. Мягкий знак в названии издательства потерялся при регистрации, и мы потом не стали переделывать весь пакет документов... В самом названии таится намёк на то, что наше издательство – небольшое, при этом мы не боимся конкурировать с крупными издательскими домами, у нас – свой путь.
– Расскажите о нём поподробнее…
– В нашем издательстве особенно ценят семейные архивы и мемуары. Недавно в культурном центре «Булгаковский Дом» прошла презентация замечательной книги Петра Михайловича Пришвина, сына нашего классика, «Передо мной встаёт образ отца…», подготовленной при поддержке музейных работников внучкой писателя Натальей Бирюковой и выпущенной нашим издательством в этом году. А в прошлом году мы издали воспоминания в стихах и прозе о семье и театре «Об одном, о двоих, обо всех» талантливой актрисы Нины Дандре. Она училась в театральном училище вместе с известным актёром из Театра Моссовета Геннадием Бортниковым и была хорошо знакома с Владимиром Высоцким. Большой резонанс в Москве, Польше, Америке имела увлекательная и остроумная книга вдовы известного писателя Юрия Дружникова, год назад умершего в Калифорнии, – Валерии Дружниковой – «Участь писательской жены, или Каждому Мастеру – по Маргарите». Презентации этого издания прошли в Петербурге – в «Галерее Третьякова», в Кракове – в Ягеллонском университете и в Москве – в Библиотеке русского зарубежья. Мы постоянно выпускаем книги современных поэтов. Не забыт нами и такой редкий сегодня жанр, как басни, а также в последнее время мы всё более внимательны к фантастике – излюбленному направлению значительной части современной молодёжи. Опубликовали первую книгу исторической фантастики молодого прозаика, достойно развивающего традиции Ивана Ефремова и братьев Стругацких, – Михаила Михайлова. Презентация его книги «Пояс Гуннара» прошла на родине великого фантаста Станислава Лема – в Гданьском университете – в рамках ХII Международных литературно-образовательных чтений в июле этого года.
Большое внимание мы уделяем оформлению книги – это изысканные коллажи Владимира Арбекова или картины известных современных художников – Илоны Гонсовской и Натальи Баженовой.
– Были ли в истории издательства особо важные моменты?
– Судьбоносное событие для нашего издательства – это моя встреча с Риммой Казаковой в 2005 году. Тогда мы по её рекомендации выпустили с цветными иллюстрациями книгу стихов и песен её друга Геннадия Норда, только что вернувшегося из Канады, где он возглавлял Северо-Американское отделение Союза русскоязычных писателей. Тогда-то известная поэтесса, неизменно внимательная к творчеству молодых литераторов и написавшая к их книгам более двухсот предисловий, и предложила мне издавать вместе с Союзом писателей Москвы книги молодых поэтов и прозаиков. Уже после её внезапного трагического ухода 19 мая 2008 года мы реализовали этот проект при поддержке первого секретаря Союза писателей Москвы Евгения Сидорова и его помощника Эдуарда Боброва.
– По какому принципу вы отбираете книги для публикации и кому их адресуете?
– Основной критерий отбора литературы для публикации – художественный уровень текста. Правда, иногда наши редакторы помогают авторам доделать основной пласт текста, подолгу и тщательно работая с ними. Наша концепция – книги для семейного чтения, которые были бы интересны всем: и детям, и взрослым. Ещё одно направление – детская и подростковая литература. И здесь мы тоже можем похвастаться открытием – молодая писательница Анна Нетунаева. Её сказки уже опубликованы в Америке, а мы в Москве выпускаем её первые две детские книги. В следующем году мы бы хотели напечатать мемуары дочери классика русской литературы – Валентина Берестова. Живущая ныне в Нью-Йорке Марина Берестова написала об отце уникальную книгу «Профессия – дочь». Кроме того, в портфеле издательства – оригинальная книга прозы Эдуарда Боброва, сборник новелл члена Союза писателей Белоруссии Анны Лео «Цивилизованное общество», педагогический роман московского драматурга Владимира Попова, написанный на документальном материале, добрая и умная сказка Иры Мельниковой, мемуары и стихи внучки Сергея Городецкого Татьяны Здорик.
– Вы упомянули альманах «Литературные знакомства». Какие материалы, уже опубликованные или готовящиеся к изданию в нём, вы считаете самыми интересными?
– Нам, конечно же, дорого всё, что мы публикуем. Ну вот, к примеру, рубрика «Из архива и мемуаров Ренэ Герра». Мы убеждены, что знатоки русского зарубежья обнаружат в этом разделе альманаха немало уникальных публикаций. Кроме того, постоянно радует нас творчеством талантливых коллег – эмигрантов третьей волны – поэт и коллекционер-исследователь из Филадельфии Михаил Юпп в своей авторской рубрике «Знай наших!». В рубрике «Шагнувшие в вечность» мы опубликовали мемуары современников о тех, кто покинул этот мир, но, безусловно, остался в истории культуры, – поэтах Римме Казаковой, художнике Илоне Гонсовской. В портфеле редакции – материалы, посвящённые памяти прозаика Бориса Рахманина, поэта Владимира Соколова, издателя Игоря Нагаева.
– Кризис сказался на вашей деятельности?
– Очень тяжело работать в условиях кризиса – арендодатели ни с чем не считаются, готовы драть три шкуры с некоммерческого издательства. Но мы стараемся от своего пути не отступать и планируем выпустить в ближайшее время спецномера альманаха «Литературные знакомства», посвящённые пермской литературе, всероссийскому совещанию молодых литераторов, организованному Ассоциацией писателей Урала в Сургуте в апреле этого года, а также фестивалю юных авторов «Дети и книги», который проходит при поддержке Министерства образования и науки РФ в Геленджике уже четырнадцать лет.
Беседу вела