Трагические события в Киргизии в очередной раз показали, насколько взрывоопасный регион граничит с Россией. Правильно ли сделало российское руководство, отказавшись от ввода войск в «мятежную» республику, нынешние власти которой просили об этом? И что нам делать, чтобы события в стратегически важном для России регионе не развивались по непредсказуемому сценарию?
На вопросы «ЛГ» отвечает депутат Государственной Думы РФ, директор Института стран СНГ Константин ЗАТУЛИН.
– Константин Фёдорович, Киргизия сегодня – самая неспокойная республика на постсоветском пространстве. В чём причины возникающих там кровавых конфликтов?
– Подоплёкой последних трагических событий в Киргизии стала слабость и бедность страны, клубок проблем, которые не удалось решить за годы независимости. Здесь и диспропорция доходов населения севера и юга республики, клановость руководства, коррупция, наркомафия, поддерживаемая как внутренними силами, так и внешними.
Кстати, Киргизия первой из республик СНГ вступила в ВТО. Однако, как мы видим, это не улучшило её социальное и экономическое положение.
В вопросах государственного строительства Киргизия на первых порах демонстрировала более высокий, чем в других странах Центральной Азии, уровень публичной демократизации. Но, по сути, это была поверхностная демократия: все демократические начинания оказались выхолощены практической политикой киргизских властей, которые опирались на прежние клановые отношения. Слабость демократических институтов была в полной мере продемонстрирована свержением президентов Акаева и Бакиева.
Свергнутый режим Курманбека Бакиева стал квинтэссенцией невыполненных обещаний, попыток манипуляций во внешней политике. Претензии Киргизии на многовекторность в политике сыграли со страной плохую шутку. У двуличных по отношению к союзникам киргизских властей в момент возникновения кризисов не нашлось поддержки извне.
– В период наибольшего обострения конфликта в России раздавалось немало голосов в пользу того, что мы должны немедленно начать миротворческую операцию в Киргизии. На ваш взгляд, правильно ли сделала Россия, что воздержалась от столь решительного шага? И как вообще нам вести себя в этом регионе?
– Я считаю, что руководство России поступило верно, воздержавшись от введения войск в Киргизию. Если мы пойдём на поводу так называемых ура-патриотов, которые неожиданно объявились и в либеральном лагере, и начнём войсковую операцию в Киргизии, то не заметим, как быстро из желанных миротворцев мы превратимся в ненавистных местному населению оккупантов. Именно такова была судьба советского присутствия в Афганистане. Напомню, что туда нас приглашала одна из противоборствующих сторон. Причём приглашала очень настойчиво. Вслед за вводом российских войск в Киргизию против нас ополчилась бы не только внутренняя оппозиция, но и все, кто хотел бы ослабления нашей страны, кому всё равно, что происходит в Киргизии или Афганистане. Главное для них – открытие нового фронта войны с Россией.
Сейчас нам надо терпеливо, не срываясь на чрезвычайные меры, работать с политической элитой Киргизии, помогать народу этой страны в борьбе с экономическими трудностями. Безусловно, надо участвовать в предотвращении конфликтов, в том числе и задействуя наши спецслужбы.
В этом вопросе у нас есть заинтересованные партнёры. Это не только союзники по организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), но и Китай, США.
Сегодня Киргизия – уникальная страна, в которой находятся две военные базы: России и Соединённых Штатов. И с того момента, как американцы там оказались, они по идее тоже должны быть заинтересованы в том, чтобы ситуация в республике была стабильной и прогнозируемой. Но…
События в Киргизии, кроме всего прочего, высветили и очень серьёзные проблемы внутри ОДКБ. Я имею в виду прежде всего единство подходов, которое было нарушено особой позицией президента Белоруссии.
Лукашенко, на мой взгляд, сыграл во всей этой истории двоякую роль. С одной стороны, пригласив свергнутого президента Киргизии, он помог в какой-то момент разрядить ситуацию. Но одновременно не удержался от того, чтобы самым грубым образом вмешаться в конфликт со своими комментариями, поощрив тех, кто задумал продолжить борьбу с временным правительством. Мало того, сегодня никто не может гарантировать, что находящийся под защитой «батьки» Бакиев и его родственники не стали подстрекателями беспорядков. Всё это заставляет усомниться в том, что Белоруссия является надёжным союзником в рамках ОДКБ.
– Наиболее серьёзно пострадавшие граждане Киргизии самолётами доставлялись в Москву. Первый вопрос, возникающий у рядового россиянина, – почему? Неужели больше некуда?
– Одна из наших задач – демонстрировать гуманность, готовность помочь бывшим согражданам. Человеческое отношение к «инородцам» – отличительная черта русских. Мы же не американцы, которые уничтожали на своём пути индейские племена, не британские колонизаторы. Мы в ответе за тех, кого в своё время приобщили к своей культуре и кто сегодня хочет сохранить с нами общее языковое и культурное пространство. Нельзя допустить, чтобы Киргизия, как и другие страны Центральной Азии, впала в дикость, ушла от демократического пути развития. Это было бы для нас цивилизационным поражением. Россия пока ещё является центром притяжения для жителей постсоветских республик, и в наших интересах не обманывать их надежд.
Беседовал
СУММА ПРОПИСЬЮ
По итогам прошедшего в выходные референдума подавляющее большинство граждан Киргизии одобрили проект новой Конституции, делающей страну парламентской республикой. Президент Дмитрий Медведев выразил своё «частное» мнение, что такая форма правления может привести к новым конфликтам и в конечном счёте к распаду Киргизии. Ведь стране, ещё несколько недель назад стоявшей на грани гражданской войны, нужна сильная централизованная власть. Оправдается ли президентский скепсис, покажет время. Однако, наверное, уже сегодня российским политикам стоит задуматься, как вести себя, если в Киргизии вновь начнутся вооружённые столкновения, если оттуда хлынут беженцы и поступят просьбы о военной помощи…