Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Отцы и дети» в шведском вкусе

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Александер Андориль. Режиссёр: Роман / Пер. с швед. О. Коваленко. – М.: Текст, 2008. – 189 [3] с.

Русский перевод книги подоспел к круглой дате – в этом году культурная общественность отмечает 90-летие одной из самых значительных фигур в истории мирового кинематографа – Ингмара Бергмана. В послесловии автор честно признаётся в большой исследовательской работе, проделанной им в период написания романа о национальном достоянии Швеции (ещё живом на тот момент достоянии, заметим в скобках). Помимо обширного и разнообразного творческого наследия самого главного героя были перелопачены письма и дневники его матери, краткое жизнеописание отца, автобиографическое сочинение его жены Кэби Ларетеи, а также воспоминания других членов семьи Бергмана, его друзей и соратников. Чувствуется, что, пытаясь постичь сокровенные глубины бергмановского гения, писатель Андориль действовал вполне в русле системы Станиславского.

В качестве акватории для психохудожественного «дайвинга» писатель берёт период жизни своего object d`art, посвящённый созданию фильма «Причастие». Задумывая фильм о разуверившемся пасторе, Бергман пытается, таким образом, выяснить отношения с самим собой и со своим отцом, бывшим пастором, которые иначе как взаимно мучительными не назовёшь, и объяснить ему наконец, как глубоки и до сей поры болезненны раны, полученные в детстве, и почему ребёнок, обделённый отцовской любовью, не может стать священнослужителем. Или даже просто хорошим отцом… Обвинительный акт и признание в любви в одном флаконе. То же самое делает для Бергмана и Андориль.

Нельзя не признать, что письмо вошедшего в образ Андориля весьма и весьма кинематографично и довольно успешно адаптируется под узнаваемый бергмановский почерк. Словно и впрямь дышишь разрежённым воздухом отборной скандинавской экзистенции, точно Мюнхгаузен, ловишь замёрзшие на лету шёпоты и крики, никак не можешь согреться в интерьерах, как будто полностью обставленных мебелью IKEA – в меру добротной и сдержанной, очень сдержанной.

Выход романа на родине героя в 1996 году не обошёлся без небольшого скандала в благородном семействе. Поначалу растроганный Бергман обратился к писателю со словами признательности и глубокого удовлетворения, но полгода спустя счёл себя оскорблённым и чуть ли не предал книгу анафеме.

В качестве послесловия. В США на экраны выходит документальный фильм о жизни и творчестве Ингмара Бергмана. Американцы Пол Дункан и Бенгт Ванзелиус смонтировали фильм из личного киноархива Бергмана, который знаменитый режиссёр оставил специально для истории. Предусмотрительный шаг!..

Светлана ОСТУЖЕВА

Обсудить в группе Telegram

Светлана Остужева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS