Режиссёр: Роман / Пер. с швед. О. Коваленко. – М.: Текст, 2008. – 189 [3] с.
Русский перевод книги подоспел к круглой дате – в этом году культурная общественность отмечает 90-летие одной из самых значительных фигур в истории мирового кинематографа – Ингмара Бергмана. В послесловии автор честно признаётся в большой исследовательской работе, проделанной им в период написания романа о национальном достоянии Швеции (ещё живом на тот момент достоянии, заметим в скобках). Помимо обширного и разнообразного творческого наследия самого главного героя были перелопачены письма и дневники его матери, краткое жизнеописание отца, автобиографическое сочинение его жены Кэби Ларетеи, а также воспоминания других членов семьи Бергмана, его друзей и соратников. Чувствуется, что, пытаясь постичь сокровенные глубины бергмановского гения, писатель Андориль действовал вполне в русле системы Станиславского.
В качестве акватории для психохудожественного «дайвинга» писатель берёт период жизни своего object d`art, посвящённый созданию фильма «Причастие». Задумывая фильм о разуверившемся пасторе, Бергман пытается, таким образом, выяснить отношения с самим собой и со своим отцом, бывшим пастором, которые иначе как взаимно мучительными не назовёшь, и объяснить ему наконец, как глубоки и до сей поры болезненны раны, полученные в детстве, и почему ребёнок, обделённый отцовской любовью, не может стать священнослужителем. Или даже просто хорошим отцом… Обвинительный акт и признание в любви в одном флаконе. То же самое делает для Бергмана и Андориль.
Нельзя не признать, что письмо вошедшего в образ Андориля весьма и весьма кинематографично и довольно успешно адаптируется под узнаваемый бергмановский почерк. Словно и впрямь дышишь разрежённым воздухом отборной скандинавской экзистенции, точно Мюнхгаузен, ловишь замёрзшие на лету шёпоты и крики, никак не можешь согреться в интерьерах, как будто полностью обставленных мебелью IKEA – в меру добротной и сдержанной, очень сдержанной.
Выход романа на родине героя в 1996 году не обошёлся без небольшого скандала в благородном семействе. Поначалу растроганный Бергман обратился к писателю со словами признательности и глубокого удовлетворения, но полгода спустя счёл себя оскорблённым и чуть ли не предал книгу анафеме.
В качестве послесловия. В США на экраны выходит документальный фильм о жизни и творчестве Ингмара Бергмана. Американцы Пол Дункан и Бенгт Ванзелиус смонтировали фильм из личного киноархива Бергмана, который знаменитый режиссёр оставил специально для истории. Предусмотрительный шаг!..