Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Отважные «малютки»

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Мирослав Морозов, Константин Кулагин. «Месть» Сталина. Советские подлодки типа М. – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. – 256 с.

В 1932 году, когда правительство СССР приняло решение о создании Тихоокеанского флота, для быстрейшего его вооружения было сделано предложение о постройке малых подводных лодок «М» XII серии, которые можно было бы перевозить по железной дороге в собранном виде. Предложение приняли, несколько подводных лодок было построено и отправлено на Дальний Восток. Однако автономность и тактико-технические данные «малюток» были недостаточны. И перепроектировали так, чтобы увеличить их подводную скорость, дальность плавания и глубину погружения. Несмотря на удовлетворительные характеристики кораблей этой серии, они, по сути, оставались подводными лодками, предназначавшимися для действий в районе своих баз, а не на коммуникациях противника. Всё это стало очевидным ещё в предвоенные годы и полностью подтвердилось в ходе войны.

Подводных лодок XII серии было построено 45 (28 из них вошли в строй до войны. Балтийский флот получил 9, Черноморский – 10, Северный – 6, Тихоокеанский – 3. Ещё 17 субмарин были переданы флоту уже в годы войны).

На Балтийском море подводные лодки типа «М» из-за недостаточной дальности подводного плавания не могли выходить в море через Финский залив и использовались главным образом для разведки. На Чёрном море «малютки» действовали активнее и совершили много походов. Подводная лодка М-35 выходила в боевые походы 33 раза и потопила 5 вражеских кораблей и судов. Она удостоена гвардейского звания. Подводные лодки М-111 и М-117 были награждены орденами Красного Знамени.

Но наибольшего успеха добились подводные лодки, входившие в состав Северного флота. Это объясняется тем, что основным районом их действий были вражеские коммуникации в Варангер-фиорде, расположенном близ главной базы Северного флота. Подводные лодки достигали районов боевых действий всего за несколько часов. В этой стеснённой прибрежной зоне и сражались «малютки» против транспорта и кораблей противника. В апреле-мае 1942 года М-171, М-172 и М-176 совершили 11 походов в Варангер-фиорд и уничтожили 12 немецких транспортов и повредили один миноносец. М-172 награждена орденом Красного Знамени и получила гвардейское звание. Стала гвардейской и М-171.

Но самая печальная история была у головной подводной лодки XV серии – М-200. В конце мая 1943 года она вошла в состав Северного флота, и 18 июня 1943 года приказом наркома ВМФ ей было присвоено наименование «Месть».

Это имя было выбрано неслучайно. Одним из инициаторов сбора денег на достройку лодки была Л.М. Лободенко, вдова полкового комиссара Василия Лободенко, который одно время был военкомом бригады подводных лодок Северного флота. Она обратилась с письмом в ЦК ВКП(б): «Мой муж погиб в первый год войны на Северном флоте, брат пал в боях за Украину, отец убит в Кронштадте… Внося свой небольшой вклад, мы обращаемся ко всем жёнам моряков Советского Союза с призывом организовать сбор средств на постройку подводной лодки «Месть». Пусть героические моряки Красного Флота топят проклятых фашистов…»

19 октября 1943 года подлодка прибыла в Полярное (командир капитан 3 ранга Василий Тураев) и уже в декабре совершила свой первый боевой поход, который не принёс результатов. Под командованием Тураева «Месть» выходила на позицию ещё два раза. Последний боевой поход состоялся 11 июля 1944 года. Подводная лодка вновь вышла на позицию в район Перс-Фьорда, где 15 июля двумя торпедами атаковала конвой противника. Данных, подтверждающих победу лодки со стороны противника, нет, хотя во многих советских послевоенных источниках указывается, что в этот день М-200 отправила на дно два вражеских транспорта. По возвращении из похода лодку начали готовить к переходу на Балтику. Через два месяца её погрузили на транспортёр и отправили в Ленинград.

Из восьми малых подлодок, которые в годы войны проследовали на Северный флот через Молотовск (Северодвинск), День Победы, 9 Мая 1945-го, встретили только пять. На боевом счету подводных лодок типа «Малютка» суммарно числится 61 потопленное судно. Также ими повреждено 8 судов и уничтожено 10 боевых кораблей противника. Три «малютки» – М-121, М-122, М-106 – погибли в ходе боевых действий в Баренцевом море. Тех же, что ещё некоторое время оставались на Севере, вскоре ожидал перевод к новому месту службы, точнее сказать, переезд: корабли транспортировались по железной дороге на специальных тяжеловесных платформах. В их числе отправилась служить на Балтику и головная подлодка новой серии М-200 «Месть». Но она стала жертвой трагического инцидента 21 ноября 1956 года. В этот день на переходе из Палдиски в Лиепаю лодку таранил эсминец «Статный». В результате аварии и бездарно проведённой спасательной операции погибли 28 человек. Шестерых моряков, в том числе и командира лодки капитана 3 ранга Александра Шуманина, которые в момент столкновения находились на мостике, удалось спасти.

Катастрофа М-200 буквально потрясла флот. Но страна об этой трагедии ничего не узнала. В те времена о подобных ЧП не принято было распространяться.

Софья АНДРЕЕВА

Обсудить в группе Telegram

Софья Андреева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS