Из отечественных фильмов, недавно выпущенных в прокат, «Рубеж» правильно было бы сравнивать с самым успешным военно-патриотическим приключенческим фильмом постсоветского времени «Т-34». Он тоже сделан в согласии со всеми законами жанра и по последнему слову кинематографической техники. И это принципиально важное и главное из сходств. А вот отличий много. Они в частностях.
Во-первых, в отличие от «Т-34», ругать его стали ещё до премьеры, что приобрело несколько трагикомический характер. Кинокритик, который часто мелькает на Первом канале и отвечает за кино на государственном радио «Вести. ФМ», пришёл на пресс-показ «Рубежа» и только начался фильм, почувствовал, что в него «впрыскивается яд». Надо полагать, патриотизма. Его стало от этого так корёжить, что он выскочил из зала, не дотерпев до середины фильма, и ну строчить в «Фейсбук» гневную эпистолу в защиту беззащитного НАТО и невинных исламистов, которых в фильме обижают плохие славяне, из которых самые худшие, конечно, русские. Опомнился он не сразу, только после изрядного скандала – да, сморозил глупость, да, возвёл напраслину, не посмотрев и половины фильма, – и спрятал этот пост от посторонних глаз, но оставив его для друзей и единомышленников. И вправду, как «Рубеж» может понравиться тем, кто гаденький водевиль про Ленинградскую блокаду считает шедевром, а наши жанровые ленты про войну – милитаристскими поделками, возбуждающими вражду и ненависть?
Далее. Если сценарий «Т-34» основан на легенде о побеге из концлагеря советского экипажа на танке, то здесь не легенда, а быль, история всего двадцатилетней давности. Трагические события гражданской войны в Югославии, закончившейся её распадом, бомбардировки НАТО, приведшие к отторжению от Сербии косовского края, – ещё незажившая рана для сербов, и, конечно, тяжёлый урок для России. Многие хорошо помнят исторический разворот самолёта с премьером Примаковым и героический марш батальона десантников Юнус-Бека Евкурова в Приштину. Тот с военной точки зрения не очень значимый рейд (через несколько лет наши войска всё же оставили Приштину) имел огромное психологическое значение, дал серьёзную надежду и Сербии, и России, что пораженческая политика наконец прекратится. Она и прекратилась. Но не сразу.
Западный кинематограф вовсю эксплуатировал балканскую тему, выставляя сербов, традиционно симпатизирующих России, военными преступниками-садистами (особый шик был в приглашении в такие фильмы на роли плохих сербов хороших русских актёров – например, Машкова «В тылу врага»). Но вот, наконец, блокада в кинематографе прорвана. Сербы показаны народом, который не хотел сдаваться и сражался, защищая свои земли и храмы. В этом помогали наши добровольцы и спецназовцы, которые и стали героями фильма.
Им было поручено занять аэропорт, предварительно очистив его от албанских боевиков. И сдержать осаду до подхода основных сил подразделения. Поскольку данные о той операции засекречены, нам была показана её кинематографическая версия. Художник имеет право на вымысел, особенно, если он согласован с реальными действующими лицами.
Что мне понравилось в сравнении с «Т-34»? Здесь больше героев, и характеры их более яркие и психологически выявленные. Замечательна, неожиданна и убедительна в роли Веры, отчаянной, неприспособленной для мирной жизни снайперши, но всё же женщины, остроумной и красивой – Равшана Куркова. Для фильма это находка, не припомню в аналогичных боевиках, которых в мировом кинематографе было много, столь же обаятельной воительницы. Убедительны также в роли наших опытных и самоотверженных вояк Сергей Марин (Слащёв) и Кирилл Полухин (Бармин) – у актёров было не так много экранного времени, но они сумели создать полнокровные образы. Гоша Куценко (Бек) похож на свой прототип, и здесь очень на месте. Изысканно хороша – просто загляденье! – в роли сербской медсестры молодая актриса Милена Радулович, в роли её возлюбленного спецназовца Шаталова – Антон Пампушный, который несколько статичен, хотя по внешним данным вполне подходит для роли избранника столь прелестной и нежной особы.
В роли главного злодея, командира боевиков – Александр Сречкович, он показался несколько одноплановым – подлый подлец, негодный негодяй – объёма образа недоставало. Не очень понятно, почему он так ненавидит сербов и с такой лёгкостью их убивает. Но, может быть, сценаристы Иван Наумов, Наталья Назарова и Андрей Анайкин не предоставили актёру достаточного драматургического материала, хотя нет, по присутствию на экране он лидер, к середине фильма даже стал несколько надоедать.
Хороши в эпизодах Михаил Хмуров, Роман Курцын, Роман Воронцов… Вообще, очень приятно, что проработаны образы всех, даже ненадолго появляющихся в кадре персонажей. В диалогах много юмора, похвально внимание к деталям. Нельзя с благодарностью не вспомнить сыгравшего роль сербского милиционера Гойко Митича (легендарного Чингачгука) и, конечно, – Эмира Кустурицу, а также много снимающегося в России красавчика Милоша Биковича… Вообще, всё сербское – быт, национальный характер, природа, городки и горы – передано эмоционально и щедро. Большое впечатление произвели кадры бомбёжек Белграда и бесчинств албанских боевиков в Косово. И конечно, то, как наш небольшой интернациональный отряд защищал аэропорт от сотен боевиков. Там тоже были очень сильные моменты, особенно сцена несостоявшегося, слава богу, самоубийства.
Почему же такого успеха, как у «Т-34», у «Рубежа» нет?
Думаю, что этот фильм адресован (и в первую очередь его надо смотреть!) подросткам, но, видимо, из-за жестокости некоторых сцен – он маркирован 16+ – основная целевая аудитория была отрезана. Думаю, это серьёзная ошибка – какими-то сценами можно было бы пожертвовать, а от сокращений картина бы только выиграла – всё-таки два с половиной часа многовато.