Судя по всему, у нас январскую газовую войну с Украиной считают завершённой, причём чуть ли не навсегда. Как иначе расценивать громогласно объявленную готовность договориться с украинскими коллегами о поставках газа лет эдак на 25–30?
Совсем не то на Украине. Там заключённые с Россией в январе договорённости практически никого не устраивают. Все политические силы говорят о их невыгодности по той причине, что из России можно было выбить гораздо большие уступки. Идёт самое настоящее соревнование – кто мог бы прищемить Россию покрепче! Уже придуманы поводы признать контракты недействительными, хотя для украинских судов и поводов для этого никаких не понадобится, нужна только команда сверху. Нет никаких гарантий, что Украина будет вовремя платить за газ. Гораздо легче предположить обратное.
Украинское руководство не только всю вину за происшедшее валит на Россию, всячески дискредитируя её на международной арене, но и стремится вступить в международные организации, которые могли бы препятствовать строительству газопроводов в обход Украины. То есть всячески стремится законсервировать своё положение главной транзитной страны, которое позволяет и требовать бесконечных уступок, и просто воровать газ, если хочется.
Ожидать, что ситуация вдруг переменится, просто глупо. На Украине уже развернулась президентская гонка, хит которой – оголтелый национализм. Его же основа и суть – антирусские и антироссийские. Никакого иного содержания в нём нет.
Так что российскому руководству надеяться, что газовая война завершена, не стоило бы. Она может разразиться в любой момент. И к этому надо быть готовыми.
Пока Россия занята ускоренным строительством обходных трубопроводов в Европу – «Нордстрим» (по дну Балтики из РФ в Германию) и «Южный поток» (по дну Чёрного моря из РФ на Балканы). Во-первых, они короче транзита через Украину минимум на четверть. Во-вторых, уже сам факт обхода Украины и других транзитных стран в свете «газовых войн» является великим благом.
Однако есть у этой медали и другая сторона. Россия уже который год зависит от экспорта газового сырья по трубопроводам, в то время как другие его производители-поставщики предпочитают вывозить в основном переработанный – сжиженный газ. И делают это, чтобы не ввязываться в конфликты с транзитными странами. Например, Алжир с конца 1970-х годов поставляет Европе и Северной Америке сжиженный газ, хотя есть и газопроводы из алжирской Сахары через Средиземное море в Европу. Сжиженный газ на треть дороже на мировом рынке, чем сырой. Мировой спрос на этот готовый газовый продукт стабильно растёт. И, повторим, с его помощью удаётся избегать «транзитных» конфликтов и диктата потребителей, с которым намертво и на долгие годы связывает труба.
Почему бы нам в связи с этим не перенять опыт не только Алжира, но и Саудовской Аравии, Ливии, Египта, Индонезии, Малайзии, Катара, Кувейта, ОАЭ? И даже «микроскопических» Тринидада и Тобаго с Бахрейном и Брунеем?
В последние годы правительством РФ, к счастью, приняты соответствующие решения. Создаются портовые терминалы по экспорту сжиженного газа на Азовском, Балтийском и Охотском морях, там же намечено строительство близлежащих заводов по сжижению газа. По предварительным оценкам, с помощью развития производственно-экспортного потенциала по сжиженному газу Россия сможет, во-первых, увеличить свои газоэкспортные доходы минимум на четверть. Во-вторых – расширить географию газового экспорта, то есть увеличить число импортёров российского газа, что позволит значительно сократить трубопроводные поставки сырого газа по трубопроводам. Доходы от экспорта сжиженного газа будут с лихвой компенсировать сокращение трубопроводного экспорта. А в-третьих – будут созданы новые, причём стабильные, рабочие места не только в газовой отрасли. Ибо появится также высокий и стабильный спрос на морские суда-газовозы, на отечественные технологии переработки газа, его хранения и использования в различных отраслях. Кстати, такие суда и технологии были разработаны в СССР ещё в середине 1950-х годов, но так и не были востребованы…
Естественно, возникает вопрос: а что тогда делать с экспортными газопроводами, мощности которых снизятся? Ответ есть: использовать их для наращивания запасов газа в хранилищах. Запасов, предназначенных для внутрироссийского потребления и расположенных вдоль газопроводных трасс. Мощности этих хранилищ сегодня используются максимум на 65 процентов, так как объёмы экспорта сырого газа постоянно растут, хотя в самой России часто случаются перебои с отоплением, особенно зимой. Хуже того – газа не хватает для многих российских регионов, а контракты с Европой подписаны на годы вперёд. Контракты же на сжиженный газ могут быть куда более краткосрочными и гибкими. Словом, выгод тут множество. Надо было давно принять политическое решение исходя из того, что Украина в ближайшие годы вряд ли изменит свою политику.
Даже многие европейские СМИ отмечают: вызывающая позиция Украины объясняется тем, что осуществляется комплексный сценарий ухудшения российско-украинских отношений. Цель его – нанести как можно больший экономический и политический ущерб России. Сверхзадача – столкнуть россиян и украинцев и тем самым загнать в политический и экономический тупик обе страны.
Между прочим, в украинских и русских эмигрантских СМИ ещё лет двадцать назад подробно расписывался сценарий, согласно которому после распада СССР националистическая Украина станет «суверенным обладателем» главных газовых артерий из России. И сможет диктовать Москве свои условия. Попытки такого диктата мы уже видим во всей красе. Переход на новые технологии экспорта газа поможет поставить «незалежных» панов-диктаторов на соответствующее место.