Отношения России и Европы ныне в особо бодром тонусе. Берлин в связке с Вашингтоном сделал ход конём Навальным, а за ответ России в виде ареста и размещения «коня» за решётку обещает новые санкции. При этом Берлин, уже вразрез с волей США, держится за «Северный поток–2» и маневрирует в ходе обновления трансатлантических «правил игры» администрацией Джо Байдена.
Игра стоит свеч. Для России «Северный поток–2» – это удвоение валютных поступлений в бюджет, успех в экономическом сотрудничестве с Европой на будущее и фундамент для нормализации политики. Для Германии газопровод – это получение недорогой энергии для крупнейшей в Европе экономики. А также, как и для РФ, экономический успех с большим потенциалом и знак определённой стратегической автономности в рамках трансатлантических отношений. Для США «Северный поток–2» означает потерю возможной выгоды от поставок сжиженного газа в ЕС, «дурную» практику экономического сближения РФ и Европы, нарастающую стратегическую автономность главного союзника в ЕС.
Затянувшийся эпизод тяжб вокруг газопровода не первый: схожая борьба развернулась в 1981-м при президенте Р. Рейгане.
Тот заступил на пост с идеей фикс: Советский Союз должен быть разрушен. В своей ультраконсервативной радикальности бывший актёр и информатор ФБР не намеревался искать пути «сосуществования», как предлагал Кремль. Рейган собрал команду головорезов от политики и бизнеса, которые отбросили каноны международной практики и пошли ва-банк. Стратегию «сдерживания» советской супердержавы Белый дом поменял на стратегию «отбрасывания».
Спецы Рейгана по экономике и безопасности разработали план экономического и финансового ослабления СССР и, если получится, его уничтожения. Первым пунктом стояла задача урезать валютные доходы русских от нефти и газа, а это две трети долларовых поступлений в советский бюджет. Любой ценой Вашингтон решил остановить прокладку второй ветки газопровода из Сибири и ультимативно заявил европейским «партнёрам»: советский газ не должен составлять более 30% вашего общего потребления (со второй веткой стало бы 60%). Финансировать строительство и поставлять оборудование американским банкам и компаниям запретили. Запретили и европейским компаниям, иначе – санкции: торгуйте либо с нами, либо с Советами.
Все обещания Рейган выполнил. Из пяти европейских компаний, поставлявших в СССР оборудование, три усилиями США обанкротились.
Европейские лидеры были не просто расстроены – они рвали и метали, настолько были недовольны таким диктатом и разрушением усилий целых десятилетий на построение нормальных отношений с СССР. В ярости был канцлер Германии Г. Шмидт, давлением на которого Рейган занимался лично. Но ярость не помогла. Рейган переломил европейцев через колено: лишил дополнительного советского газа и заставил инвестировать в более дорогой норвежский, издевательски назвав разницу в цене «надбавкой за безопасность».
Практику Рейгана в XXI веке повторил Трамп, стремясь сделать Америку «энергетической супердержавой». Канула в Лету свободная конкуренция – пришла жёсткая, бесцеремонная борьба без правил, когда рынки Америка «отжимает» по-бандитски. Демократы не стали бы обращаться с Европой так грубо, но, если дело сделано, улучшение отношений будет, скорее всего, только косметическим. Насколько крепко сможет держаться руководство Германии в этот раз? Развязка близка.