Каждый, кому доводилось проезжать по Ленинградскому проспекту, невольно обращал внимание на оригинальное, ни на что не похожее здание, числящееся под номером 40. Оно резко выделяется среди окружающих его домов гораздо более поздней постройки. Здание это действительно уникальное, а его история не менее знаменита, чем, скажем, Царицынская дворцовая усадьба, и насчитывает более двух столетий.
Оно было возведено гениальным русским архитектором Матвеем Казаковым по указу Екатерины Великой в 1782 году и получило название Путевого дворца. Здесь, на пути из Петербурга в Москву, останавливались царственные особы, отдыхая после дальней дороги и приводя себя в порядок перед парадным въездом в Первопрестольную. А императорская чета здесь останавливалась перед коронацией в Успенском соборе Кремля. Потому дворец и назвали Путевым, или Подъездным. Получил он и второе название – Петровский, поскольку построен был на территории Высокопетровского монастыря.
Ансамбль Петровского путевого дворца состоит из трёхэтажного центрального корпуса и одноэтажных на высоком полуподвале боковых корпусов, окружающих внутренний двор. За яркость и необычность форм дворца современники называли его «дневной иллюминацией».
Побывавший во дворце Пушкин окрестил его Петровским замком. Мощные стены с тосканскими башнями действительно напоминают средневековый замок. Кое-кто утверждал даже, что он построен в «мавританском стиле». По мнению специалистов, однако, в проекте дворца нашёл воплощение чисто казаковский стиль. При его возведении зодчий использовал декоративные приёмы русской архитектуры второй половины XVII века в сочетании с ордерной архитектурой XVIII века. Древнерусское узорочье сочетается здесь с европейской готикой, кирпичные стены – с белокаменными деталями.
Чего только не выпадало на долю этого дворца за два с половиной века его существования! В 1812 году в нём останавливался непрошеный гость – Наполеон, пережидая здесь пожар Москвы. По воспоминаниям адъютанта Наполеона Коленкура, «октября 1812 года Наполеон в буквальном смысле прибежал в Петровский дворец после пожара в Кремле, так как боялся, что там может взорваться здание Арсенала и он погибнет. К моменту прибытия Наполеона дворец был разграблен французскими войсками, и Наполеон сначала спал на шинели на подоконнике. Только через несколько дней была установлена мебель, необходимая для жизни императора». В том же году дворец сгорел и долго не восстанавливался.
В 1837 году Николай I поручил разработать проект восстановления дворца архитектору О. Монферрану, автору Исаакиевского собора в Петербурге. Руководил работами И. Таманский. В эти годы был расписан купол центрального зала в технике «гризайль» художниками из семьи Артари. Купол – подлинный шедевр архитектуры. В 1870-х годах скульптор Козлов добавил лепные элементы в отделку стен пяти парадных залов. Между пилястрами в четырёх квадратных залах находились гирлянды из переплетающихся венков. Малые комнаты были отделаны обоями. Парадная лестница в 1840-х годах была покрашена в бирюзовый цвет. Во время Первой мировой войны во дворце находился госпиталь, и все стены парадных помещений красились белым цветом.
В советский период, когда во дворце размещалась Военно-воздушно-инженерная академия им. Жуковского, здание многократно подвергалось ремонтным работам с перетиркой штукатурки и новой покраской стен парадных залов. Первые усилия по реставрации фасадов и интерьеров были предприняты только в 1957–1960-х гг.
В 1998 году академия была выведена из Путевого дворца, и тогда же московские власти приняли решение провести масштабную реставрацию здания. Год спустя разработанный ООО «МАРСС» проект реставрации был согласован и начаты ремонтно-реставрационные работы (генподрядчик – ООО «ОРТОН»). К 2007 году они были выполнены на 80% от всего объёма работ. Реставраторы заменили кровлю на всех корпусах комплекса. Были разобраны все поздние приспособления внутри помещений, восстановлен декор внутренних помещений корпуса № 1 и внешнее декорирование всех корпусов, кроме первого.
Одновременно был построен корпус № 13, который включает в себя ресторан, автостоянку и оздоровительный комплекс. Эта часть приспособления памятника к современным условиям была признана специалистами и общественностью самой деликатной из возможных вариантов. Новый корпус находится за главным зданием и не разрушает визуальное восприятие всего комплекса. Проведены работы по благоустройству: выложена гранитная брусчатка на территории. Начаты подведение коммуникаций и проведение внутренних инженерных сетей.
С самого начала ко всем этим работам были привлечены лучшие силы столичного стройкомплекса: московские власти всегда очень тщательно подходили к выбору подрядчиков при восстановлении объектов наследия. Так было и с Манежем, и с Царицыно, и с другими объектами – в том числе и Путевым дворцом. Это означает, что все работы ведутся по высшему разряду качества и будут завершены точно в срок. К 1 сентября намечено завершить строительно-монтажные работы, а к концу года – пусконаладочные работы и меблирование. Нельзя не отметить и ещё один важный момент. При расширении Ленинградского проспекта стоявший ранее отдалённо от транспортной магистрали старинный дворец сегодня выступил на самый передний план. И теперь каждый, кто будет проезжать из аэропорта Шереметьево в город, не сможет не задержать на нём восхищённый взгляд.
Путевой дворец – один из многих примеров того, как исторические здания могут быть не только «ценным грузом» на бюджете города, но и приносить весомую пользу. Например, в Царицыне и Манеже организованы уникальные музейно-выставочные комплексы. А восстановленный Петровский Путевой дворец станет Домом приёмов правительства Москвы. В комплексе будут останавливаться государственные чиновники, послы, высокопоставленные иностранные гости. 8 гостиничных номеров разместятся в центральном здании и по 20 – во флигелях. Предполагается, что первый этаж будет открыт для доступа посетителей. Здесь разместятся помещения для приёмов, выставки, информационный блок, музей строительства и реконструкции комплекса.
Возвращение к жизни этой «жемчужины» московской архитектуры – один из удачных примеров справедливого разделения ответственности и прав собственности на памятники между федеральными и региональными властями. К сожалению, пока много и обратных примеров: неурегулированность прав собственности приводит к разрушению памятников. У многих федеральных ведомств не хватает денег на ремонт и реконструкцию, что грозит утратой бесценных объектов наследия. У города же есть и деньги, и желание заботиться о памятниках. Поэтому было бы правильно передать памятники тому, кто может взять на себя реальную ответственность за них. Ради культурного наследия можно оставить в стороне меркантильные «собственнические» соображения, ведь памятник – это не просто объект собственности, а еще и колоссальная ответственность.
«Мы много лет вели тяжбы о правах собственности и пользования на памятники федерального значения, – заявляет глава Москомнаследия Валерий Шевчук. – Все субъекты Федерации должны были к 1 июля 2007 года внести списки памятников в правительство, которое должно было их утвердить. Однако до сегодняшнего дня это так и не было сделано. К чему это приводит на практике? Под предлогом неурегулированности прав пользования совершается преступление, разрушаются памятники. Сейчас совместно с прокуратурой отрабатывается механизм взаимодействия по подаче исков, чтобы принудить учреждения, организации любого подчинения заниматься реставрацией, сохранением тех объектов, в которых они находятся».
Когда разграничиваются права пользования, следовало бы в первую очередь думать о памятниках, а не о том, в чьей собственности они находятся. Если на примере Москвы проанализировать, в каком состоянии находятся памятники в федеральной собственности и те памятники федерального значения, которые перешли в собственность города Москвы, то картина будет не в пользу Федерации. Многие объекты находятся в таком состоянии, что потом их будет достаточно сложно восстановить. По словам В. Шевчука, «нельзя сидеть как собака на сене. Если Москва приводит памятник в порядок, а Федерация не может даже дать денег, то логичнее отдать объект на уровень субъекта».
А пока суд да дело, московские власти продолжают последовательно и планомерно восстанавливать культурно-историческое наследие столицы. Петровский Путевой дворец станет одним из элементов в «ожерелье», которое получает город в последние годы. Уже восстановлены храм Христа Спасителя, Манеж, Царицыно. Далее на очереди Марфо-Мариинская обитель, усадьба «Лефортово» и многое другое...