Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 мая 2016 г.
Общество

Падение с олимпа

18 мая 2016
Выдь на Волгу. Зачем тебе берег турецкий?

На «чемоданах»

В туриндустрии работают две мои знакомые. Одна – в московском агентстве, другая – в санкт-петербургском. Сейчас обе, что называется, сидят на чемоданах, ожидая, что не сегодня завтра уволят. Большая часть агентств перешла на так называемый мобильный офис. Что, в свою очередь, повлияло на возможности для поиска новых клиентов – не каждый решится купить путёвку стоимостью в несколько десятков тысяч рублей за столиком в кафе.

Следующий этап антикризисных мер – сокращения штата. Команда из двух человек – сегодня это уже хорошо. Крупные туроператоры начали сотрудничать с менеджерами-фрилансерами. В последние два года количество турагентств сократилось вдвое. И это сильный удар вообще по малому и среднему бизнесу в России. Индустрия, которая в последние два десятилетия гарантировала стабильный и достаточно высокий заработок, станвится основным поставщиком безработных на тающий российский рынок труда.

Популярный интернет-проект «Анти­рабство» предлагает менеджерам по туризму уходить в области интернет-коммерции, преподавания, гостиничного бизнеса и даже заняться организацией командировок. Но на деле продавцы отдыха идут в продавцы товаров для дома, еды, развлечений и т.д.

Где же выход? Туристические направления тают на глазах. Вот, кажется, ещё недавно была Европа. Но теракты в Париже заставили многих отказаться от поездок не только в самую романтичную столицу мира, но и во многие другие страны. Пару лет назад греческие острова считались популярным направлением. Но кадры новостей с толпами мигрантов и историями об изнасилованиях и разбоях напугали наших туристов чуть ли не больше, чем акулы у берегов Египта. Снижение турпотока по Греции за прошлый год – 48%. Загоревшийся двигатель самолёта из Доминиканы, гибель авиалайнера Дубайских авиалиний, расстрел туристов в Тунисе и Мали – все эти трагические события, словно мифический монстр, проглатывают популярные места отдыха одно за другим.

Кстати, я, как и многие, считала, что наши туристы не боятся ничего. Оказалось, это очередной миф, почти такой же, как медведи на Красной площади. Руководители турагентств, с которыми я общалась, говорят, что современный российский турист очень тщательно выбирает места для отдыха, долго взвешивая все за и против. В основном это касается семейных людей. А сегодня они – основные клиенты турфирм. Молодые и бесшабашные студенты лишились дешёвых туров в Египет и Турцию и оказались потеряны для рынка.

Кстати, для самих туристов Турция не потеряна. По мнению Ирины Тюриной, турпоток в эту страну не перекрыт, а лишь отрезан от турфирм. Билеты в Стамбул и в Анталью можно купить без особых проблем. Так же легко через онлайн-сервисы можно самостоятельно забронировать номер в отеле. Ростуризм выпустил предупреждение «неорганизованным туристам, выезжающим на территорию Турции». Дескать, есть информация, что русские туристы – очень желанная добыча для террористов. По мнению Ирины Тюриной, Ростуризм таким образом просто снимает с себя ответственность за людей, самостоятельно выезжающих в Турцию.

Турист «дикий»

А как же внутренний и въездной туризм? На него, судя по всему, возлагаются основные надежды. Но на практике и здесь всё не так радужно. Турфирмы не отказываются работать с Крымом и Сочи. Но по соотношению цены и качества отдых в России пока не может конкурировать даже с не самыми бюджетными европейскими курортами. Да, многие россияне уже оценили и «Крым наш», и олимпийские трансформации Сочи. Вот только едут они туда сами, без участия турфирм. Сами бронируют номера, сами выбирают транспорт и покупают билеты.

А в одном агентстве со мной поделились совсем уж неприглядными фактами из опыта сотрудничества с некоторыми крымскими отелями и санаториями. Московское агентство продаёт путёвку, принимающая сторона запрашивает контакты клиента, а получив их… звонит туристу и предлагает отказаться от брони в агентстве и получить взамен солидную скидку от отеля. Ситуация за гранью понимания уже вполне цивилизованного российского рынка туризма.

Петербург, Карелия, Байкал, горнолыжные курорты Закавказья, Камчатка… Россия – страна большая и, несомненно, интересная. Но ситуация везде одинаковая: сервис если и развивается, то вяло, цены растут, а участия турфирм для организации отдыха людям не требуется. Кстати, по поводу сервиса. До сих пор с возмущением вспоминаю, как ни в Кронштадте, ни в Ораниенбауме мы с семьёй не могли найти кафе, где можно было бы перекусить с ребёнком после прогулки и экскурсии. По отзывам знакомых, такая ситуация не только в небольших городках, но даже и в Сочи. Шум прибоя – несомненно, приятный бонус, но его явно недостаточно, чтобы удовлетворить искушённого турецким и египетским сервисом российского туриста.

«Что собираетесь делать?» – задаю вопрос своим собеседникам. Пока, отвечают, ждать. Ждать открытия Египта, установления разумных цен на отдых в Сочи и в Крыму, стабилизации рубля. Пока, в ожидании чуда, каждый выживает как может. Кто-то начинает продавать что-то ещё помимо отдыха. Например, повезло какой-то фирме с помещением – дополнительно к продаже путёвок открывается кафе или пиццерия. Есть фирмы, которые выживают за счёт смежных направлений, таких как лечение и обучение за рубежом. Человек, отказываясь от отдыха, всё же потратится на качественное и зачастую более дешёвое, чем на родине, лечение. Санатории Беларуси и стран Восточной Европы всё ещё обеспечивают прибылью тех, кто с ними работает.

Однако, грустно заканчивают мои знакомые, половина бывших клиентов в этом году, скорее всего, будет отдыхать на даче. Так что рассчитывать на выход из тупика в ближайшее время не приходится.


От редакции

Да, падение курса рубля, политическая нестабильность и терроризм к путешествиям, конечно, не располагают. Но только ли из-за этого наши турфирмы начали терять клиентов? Уже давно опытные путешественники начали от их услуг отказываться. И не только из боязни, что туркомпания обанкротится и деньги за путёвки не вернёт, как было уже не единожды. Русских туристов могут по три раза, с длительным ожиданием транспорта, пересаживать с автобуса на автобус по дороге из аэропорта на горнолыжный курорт, например. Во время экскурсии непременно завезут в пару-тройку супермаркетов и несколько часов будут что-нибудь «впаривать», а рассказ о стране сведётся к предложениям опять же что-нибудь у этой принимающей стороны купить.

Так что упавший рубль, конечно, виноват, но и самим турфирмам пора понять: золотые времена, когда мы соглашались на любые условия, позади. Если предлагаемый сервис будет прежним, многие и после стабилизации курса рубля предпочтут «дикий», или, другими словами, «свободный» туризм.


Обсудить в группе Telegram

Наталья Веселова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS