На «чемоданах»
В туриндустрии работают две мои знакомые. Одна – в московском агентстве, другая – в санкт-петербургском. Сейчас обе, что называется, сидят на чемоданах, ожидая, что не сегодня завтра уволят. Большая часть агентств перешла на так называемый мобильный офис. Что, в свою очередь, повлияло на возможности для поиска новых клиентов – не каждый решится купить путёвку стоимостью в несколько десятков тысяч рублей за столиком в кафе.
Следующий этап антикризисных мер – сокращения штата. Команда из двух человек – сегодня это уже хорошо. Крупные туроператоры начали сотрудничать с менеджерами-фрилансерами. В последние два года количество турагентств сократилось вдвое. И это сильный удар вообще по малому и среднему бизнесу в России. Индустрия, которая в последние два десятилетия гарантировала стабильный и достаточно высокий заработок, станвится основным поставщиком безработных на тающий российский рынок труда.
Популярный интернет-проект «Антирабство» предлагает менеджерам по туризму уходить в области интернет-коммерции, преподавания, гостиничного бизнеса и даже заняться организацией командировок. Но на деле продавцы отдыха идут в продавцы товаров для дома, еды, развлечений и т.д.
Где же выход? Туристические направления тают на глазах. Вот, кажется, ещё недавно была Европа. Но теракты в Париже заставили многих отказаться от поездок не только в самую романтичную столицу мира, но и во многие другие страны. Пару лет назад греческие острова считались популярным направлением. Но кадры новостей с толпами мигрантов и историями об изнасилованиях и разбоях напугали наших туристов чуть ли не больше, чем акулы у берегов Египта. Снижение турпотока по Греции за прошлый год – 48%. Загоревшийся двигатель самолёта из Доминиканы, гибель авиалайнера Дубайских авиалиний, расстрел туристов в Тунисе и Мали – все эти трагические события, словно мифический монстр, проглатывают популярные места отдыха одно за другим.
Кстати, я, как и многие, считала, что наши туристы не боятся ничего. Оказалось, это очередной миф, почти такой же, как медведи на Красной площади. Руководители турагентств, с которыми я общалась, говорят, что современный российский турист очень тщательно выбирает места для отдыха, долго взвешивая все за и против. В основном это касается семейных людей. А сегодня они – основные клиенты турфирм. Молодые и бесшабашные студенты лишились дешёвых туров в Египет и Турцию и оказались потеряны для рынка.
Кстати, для самих туристов Турция не потеряна. По мнению Ирины Тюриной, турпоток в эту страну не перекрыт, а лишь отрезан от турфирм. Билеты в Стамбул и в Анталью можно купить без особых проблем. Так же легко через онлайн-сервисы можно самостоятельно забронировать номер в отеле. Ростуризм выпустил предупреждение «неорганизованным туристам, выезжающим на территорию Турции». Дескать, есть информация, что русские туристы – очень желанная добыча для террористов. По мнению Ирины Тюриной, Ростуризм таким образом просто снимает с себя ответственность за людей, самостоятельно выезжающих в Турцию.
Турист «дикий»
А как же внутренний и въездной туризм? На него, судя по всему, возлагаются основные надежды. Но на практике и здесь всё не так радужно. Турфирмы не отказываются работать с Крымом и Сочи. Но по соотношению цены и качества отдых в России пока не может конкурировать даже с не самыми бюджетными европейскими курортами. Да, многие россияне уже оценили и «Крым наш», и олимпийские трансформации Сочи. Вот только едут они туда сами, без участия турфирм. Сами бронируют номера, сами выбирают транспорт и покупают билеты.
А в одном агентстве со мной поделились совсем уж неприглядными фактами из опыта сотрудничества с некоторыми крымскими отелями и санаториями. Московское агентство продаёт путёвку, принимающая сторона запрашивает контакты клиента, а получив их… звонит туристу и предлагает отказаться от брони в агентстве и получить взамен солидную скидку от отеля. Ситуация за гранью понимания уже вполне цивилизованного российского рынка туризма.
Петербург, Карелия, Байкал, горнолыжные курорты Закавказья, Камчатка… Россия – страна большая и, несомненно, интересная. Но ситуация везде одинаковая: сервис если и развивается, то вяло, цены растут, а участия турфирм для организации отдыха людям не требуется. Кстати, по поводу сервиса. До сих пор с возмущением вспоминаю, как ни в Кронштадте, ни в Ораниенбауме мы с семьёй не могли найти кафе, где можно было бы перекусить с ребёнком после прогулки и экскурсии. По отзывам знакомых, такая ситуация не только в небольших городках, но даже и в Сочи. Шум прибоя – несомненно, приятный бонус, но его явно недостаточно, чтобы удовлетворить искушённого турецким и египетским сервисом российского туриста.
«Что собираетесь делать?» – задаю вопрос своим собеседникам. Пока, отвечают, ждать. Ждать открытия Египта, установления разумных цен на отдых в Сочи и в Крыму, стабилизации рубля. Пока, в ожидании чуда, каждый выживает как может. Кто-то начинает продавать что-то ещё помимо отдыха. Например, повезло какой-то фирме с помещением – дополнительно к продаже путёвок открывается кафе или пиццерия. Есть фирмы, которые выживают за счёт смежных направлений, таких как лечение и обучение за рубежом. Человек, отказываясь от отдыха, всё же потратится на качественное и зачастую более дешёвое, чем на родине, лечение. Санатории Беларуси и стран Восточной Европы всё ещё обеспечивают прибылью тех, кто с ними работает.
Однако, грустно заканчивают мои знакомые, половина бывших клиентов в этом году, скорее всего, будет отдыхать на даче. Так что рассчитывать на выход из тупика в ближайшее время не приходится.
От редакции
Да, падение курса рубля, политическая нестабильность и терроризм к путешествиям, конечно, не располагают. Но только ли из-за этого наши турфирмы начали терять клиентов? Уже давно опытные путешественники начали от их услуг отказываться. И не только из боязни, что туркомпания обанкротится и деньги за путёвки не вернёт, как было уже не единожды. Русских туристов могут по три раза, с длительным ожиданием транспорта, пересаживать с автобуса на автобус по дороге из аэропорта на горнолыжный курорт, например. Во время экскурсии непременно завезут в пару-тройку супермаркетов и несколько часов будут что-нибудь «впаривать», а рассказ о стране сведётся к предложениям опять же что-нибудь у этой принимающей стороны купить.
Так что упавший рубль, конечно, виноват, но и самим турфирмам пора понять: золотые времена, когда мы соглашались на любые условия, позади. Если предлагаемый сервис будет прежним, многие и после стабилизации курса рубля предпочтут «дикий», или, другими словами, «свободный» туризм.