Демонстрации в поддержку Палестины в мире и особенно на Западе стали феноменом. Марши в столицах и крупных городах проходят каждую субботу, а то и чаще. На днях на улицы Лондона вышли не менее трёхсот тысяч человек. Десятки и десятки тысяч людей выходят на марши в Вашингтоне, Берлине, Париже, Афинах… Демонстранты требуют остановить войну, дать свободу Палестине, а палестинцам – права на равенство и справедливость.
Таких массовых акций не было со времён войны в Ираке в 2003-м, а то и войны во Вьетнаме в 1970-е. Власти западных стран, чаще всего выступающие в поддержку Израиля, открывают для себя, что население в большинстве своём стоит за народ Палестины (но отнюдь не за террористические методы ХАМАС) и мирное урегулирование. Заметная часть участников – мусульмане, но марши явно не сводятся к этнической и религиозной основе. На них массово выходят, как консерваторы их называют, коренные жители, и носят они прогрессивный характер – слово, которое у нас теперь иначе как с издёвкой не произносят.
Процесс обретает едва ли не напрочь забытые черты здорового левого антивоенного движения, борьбы за мир и справедливость. Забытые, потому что в последнее десятилетие масса левой энергии была намеренно перенаправлена – чтобы нейтрализовать суть идеологии – на защиту разнообразных меньшинств и экологии. «Едва ли» – потому что протест часто организуют троцкисты, а они со своей «детской болезнью «левизны» особого вреда западной системе не принесут, будучи этой системой созданными.
Насколько протесты пошатнут западные власти? У нас ведь много говорят, что Запад в полном упадке и вот-вот рухнет. В любом случае такая активность создаёт дополнительное напряжение для системы. Ясно и то, что европейские правительства при всей своей поддержке Израиля вынуждены делать оговорки в пользу палестинцев.
При этом уничтожение сектора Газа Израилем не прекращается. А США не тормозят поставки вооружений ключевому союзнику. Что остановило американскую бойню во Вьетнаме? Сколь мощными ни были протесты, не они сыграли главную роль. А другое: число погибших превысило 58 с лишним тысяч, недовольство проведением мобилизации усилилось, что и вынудило власть завершить конфликт. С тех пор США усвоили: нужна армия по контракту плюс частные военные компании – их жертвы не в счёт. Если не гибнут солдаты ВС США, любой конфликт может длиться столько, сколько выгодно Вашингтону.
Россия занимает взвешенную позицию, последовательно выступает за создание двух государств, Израиля и Палестины, и это единственный путь к долгосрочному урегулированию. Но как СССР за Вьетнам, РФ за Палестину вступаться не намерена: идеология консерватизма этого не требует, интересы российского капитала в Израиле незначительны, и тем более на палестинских землях. А общественная поддержка… мы видели, как при ловком манипулировании из Киева она превратилась в Махачкале в «охоту за евреями».
При всех системных проблемах западных государств на скорый их крах рассчитывать не следует. Если под «крахом» понимать приход к власти крайне правых сил, то эти поддерживают Израиль ещё яростнее – им он показывает безжалостный и бесчеловечный способ разделаться с мусульманами. У палестинцев остаётся безоговорочная поддержка прогрессивной общественности и мусульманских государств.