Скажите, вам приходилось бывать в Весьегонске? Нет? А вы знаете, где по крайней мере этот город находится?..
Небольшой социологический опрос среди москвичей показал, что они помнят мелькнувший несколько лет назад приключенческий фильм «Весьегонская волчица». Ещё это название попадается в произведениях Салтыкова-Щедрина, так ведь сатирики не прочь говорить эзоповым языком. Может, это забавное название Михаил Евграфович выдумал, а в действительности такого города нет. Однако на самом деле Весьегонск не химера, не художественная выдумка, это райцентр «из плоти и крови», приютившийся на живописном берегу Рыбинского водохранилища, в северо-восточном углу Тверской области.
Почему речь зашла о Весьегонске? Потому что этот старый городок является первым местом привала путешественников на новом маршруте, разработанном по инициативе Комитета по туризму, курортам и международным связям Тверской области, возглавляемого Н.Н. Ивановым. Именно у Николая Николаевича и ведущего специалиста-эксперта, известного краеведа Виктора Михайловича Грибкова-Майского родилась плодотворная идея – придумать интересный туристический маршрут, способный на равных конкурировать с грандами типа «Золотого кольца России». Понимали прекрасно, что одной области для активного отдыха маловато, любителям путешествий хочется всего и много. Поэтому решили сделать маршрут межобластным. Первым откликнулись вологодцы. Они тоже не обижены историческими достопримечательностями. Ну где Тверь и Вологда, тут необходимо задействовать и Ярославль. Не пересекать же область транзитом.
Постепенно сложилась программа межрегионального маршрута, были проведены подготовительные работы, и вот пущен пробный шар – пресс-тур для журналистов. Это тёртые калачи, им есть с чем сравнивать. Поездка, совершённая с лёгкой руки тверской турфирмы «Отдых», не разочаровала.
И вот что выяснилось – каждый райцентр, каждое село имеют свою изюминку. Номинально началом экскурсионного путешествия является Весьегонск. Однако на полпути – впечатляющая остановка в старинном Бежецке (торговая площадь, памятник Вячеславу Шишкову – создатель «Угрюм-реки» родом отсюда). Что же касается Весьегонска, то в 1941 году, когда началось заполнение чаши Рыбинского водохранилища, то есть русло Волги перекрыли, три четверти территории города ушло под воду. Пришлось жителей переселять, отодвинуть Весьегонск в сторону, поэтому старых построек здесь практически нет. Город складненький и ладненький, донельзя живописный. Если какой рыбак здесь очутится впервые, его потом отсюда за уши не оттащишь. А учитывая, что приезжих здесь всегда ждёт с распростёртыми объятиями местный винзавод, точнее, его дегустационный зал, можете представить, какой это замечательный город.
Следующий день пресс-тура ознаменовался двумя симптоматичными мероприятиями, которые можно отнести к разряду интерактивного отдыха. Оба начались с театрализованного приветствия. Позже подобный трюк повторялся ещё несколько раз.
Хорошая идея создать Музей пчелы реализована в находящемся на севере Тверской области посёлке Сандово. Главное тут – придумать, а уж от экспонатов отбоя нет. По размерам Музей пчелы не Эрмитаж, расположен в одноэтажном деревянном доме, куда экскурсантов приглашает трудолюбивая «пчёлка», то бишь сотрудница в золотисто-чёрном костюме, с прозрачными крылышками. Она сыплет шутками-прибаутками, лица экскурсантов мигом освещают улыбки. В музее они знакомятся с историей пчеловодства, начиная с бортничества и заканчивая современной пасекой. На память приобретают «медовую» продукцию, мелкие сувениры…
Недалеко от Сандово, в деревне Григорово, находится ферма Василия Кустова. Здесь можно познакомиться с хозяйством, подкрепиться экологически чистыми продуктами. Прежде чем гости усядутся за стол, супруги Финагины, четверть века проработавшие в сфере культуры, исполнят забавную интермедию о картошке. Аналогичные шоу экскурсанты увидят и в Музее гадов под Кимрами, и в этнодеревне под Вологдой. Там их вообще ожидает многолюдное представление с гармошками, частушками, играми и т.д.
Всё это гарнир. Основное блюдо – обзорные экскурсии по сохранившим свою прелесть старым городкам. Они находятся в разном состоянии, эти городки. Большинство из них испытывает, как на днях написал режиссёр Жан Люк Годар дирекции Каннского кинофестиваля, трудности греческого типа, то есть сложности с финансированием. Иной раз на это можно закрыть глаза, например, когда речь идёт о реставрации старинных построек, – не трогать, так сохранится очарование. Когда же дело касается бытовых удобств – жилья, кафе, общественных туалетов, их нехватка ощутима. Музеи ютятся в маленьких помещениях. Спрашивать, как правило, не с кого. Городское начальство кивает на районное, то – на областное, область – на всякие ведомства, которым нет дела до историко-культурного наследия. Однако, несмотря ни на что, новый тур, получивший условное название «На Русский Север», решает благородные задачи, взывает к патриотическим чувствам. Да иначе и быть не может, когда на твоём пути Устюжна с её храмом Казанской Божией Матери, а неподалёку музей-усадьба Батюшковых и А. Куприна; Кириллов – легендарный ансамбль Кирилло-Белозёрского монастыря; Ферапонтово с украшенным фресками Дионисия собором Рождества Богородицы; Углич, где на месте убийства царевича Димитрия возведён храм Спаса на Крови; Калязин с затопленной пятиярусной колокольней; Кимры с домами «деревянного модерна» столетней давности и уникальной экспозицией обуви в краеведческом музее… Не говоря уже о Вологде, Твери, Ярославле с их десятками памятников культового и гражданского зодчества.