Телеканал «Спас» в ночь с 16 на 17 июля организовал девятичасовой марафон «Царские дни», посвящённый столетию расстрела царской семьи. Марафон представлял собой обмен мнениями священнослужителей, историков, представителей массмедиа и культуры под руководством весьма креативного и напористого Александра Яковлева. Он интервьюировал протоиерея Александра Тимофеева, заслуженного художника России Ивана Глазунова, радио- и телеведущую Анну Шафран и многих других.
Беседы в студии дополнялись репортажами с молебна в Екатеринбургском храме на крови, возведённом на месте дома Ипатьева. Поминальную литургию совершал патриарх РПЦ Кирилл. После неё телемарафон сопровождался видео четырёхчасового крестного хода (21 километр) от храма до места погребения останков царской семьи в Ганиной Яме. Были также прямые включения Белграда и беседы с протоиереем Виталием Тарасьевым, рассказавшим о помощи Николая II сербской армии во время Первой мировой войны. Между беседами – кадры исторических хроник, выдержки из писем царя и его супруги, воспоминания исторических деятелей прошлого. В общем, многоплановый, многокрасочный и долговременный рассказ о злодейском убийстве царской семьи и его причинах.
То, что это злодейство, у присутствующих не вызывало сомнений, хотя некоторые историки говорили, что «убивали не конкретных людей, а старую власть», то есть некоторым образом пытались оправдать или понять злодеев. Будто бы старая власть – это нечто аморфное, а её представители вовсе мифические фигуры. Самым естественным образом, с учётом нынешних реалий разговор сваливался в сторону осуждения большевиков. Но справедливо было замечено, что дворян, царских чиновников, офицеров и просто городовых убивали до них, сразу после Февральской революции. Да и как большевики могли изменить сознание своих адептов через полгода после прихода к власти? Порой своими вопросами ведущий сводил разговор и к личным обидам тех его визави, у кого родственников «закололи красногвардейцы». Отношение РПЦ, понесшей в годы СССР неисчислимые гонения, к большевикам понять легко. Однако не надо забывать, что церковь и её иерархи в 1917 году без осуждения встретили принудительное (под давлением отнюдь не большевиков) отречение Николая II от власти как помазанника Божьего и превращение его в гражданина Романова.
Кто-то из присутствующих призывал разобраться в истоках дьявольской злобы, двигавшей Юровским и его расстрельной компании. Разобраться с благой целью неповторения подобного. А зачем нам понимать подлые мотивы, гнилую душу и садизм убийц? Совестливому человеку никогда не понять и не принять логику наглых и бессовестных нелюдей. Ведь чтобы их понять, надо влезть в их шкуру и в конечном счете стать самим таким же выродком. Нелюди были, есть и будут! Мы можем лишь сожалеть, что род людской столь несовершенен. И никогда нелюди не поймут человеческий язык, тем более – слов убеждения. Народная мудрость, вобравшая в себя опыт столетий, гласит о том же. «Горбатого только могила исправит».
Кто-то из интервьюируемых стенал, что выводы из этого преступления не сделаны, что на зле (читай: революции, Гражданской войне, репрессиях, терроре) невозможно построить рай на земле. Но вот поди ж ты, 14 июля наш президент, и президенты других стран, и вся прогрессивная общественность поздравляют президента Макрона и весь французский народ с национальным праздником – Днём взятия Бастилии как оплота самодержавия, то есть с началом Великой французской революции. Революции, в которой были и изобретённые Жозефом Гильотеном гильотины, и массовый террор, диктатура, гражданская война. Призывы «Мир хижинам, война дворцам», убийство короля Людовика XVI и его супруги Марии-Антуанетты по обвинению в заговоре против свободы, убийство сотен тысяч людей без суда и следствия, гонения на Церковь... Тезисы и методы, узнаваемые и в русской революции, не правда ли? Так чем же французская революция благочестивее русской, которую «прогрессивная общественность» клеймит как исчадие ада? Почему же она Великая, а наши лишь названы в честь месяцев – февральская да октябрьская?
За триста лет с правления Петра I в России (СССР не исключение) утверждалось мировоззрение, по которому всё, что делается на Западе, – образец и пример для подражания. Лапотная Россия ничего не может, даже царя убить цивилизованно, как во Франции, не сумела. Наши идеологические противники давно поняли, что разделение народа на славянофилов и западников, красных и белых, правых и левых, креативных и нищебродов ослабляет Россию, делает её нестабильной. Они продолжают вбивать клин между ними, прикрываясь словами о поисках правды.
Во Франции о революции или уважительно, или никак. Российские же дискуссии на исторические темы подчас напоминают ковыряние ржавым гвоздём незажившей раны.
В эти же дни на телеканале «Культура» демонстрировался французский фильм о жизни Жозефины Богарне – жены императора Наполеона. Насколько же уважительным был тон рассказа трёх женщин, авторов повествования. И не сделать бы нам фильм о страданиях императрицы Александры Фёдоровны, вынужденной принимать Григория Распутина, так как он один мог останавливать кровотечения у юного царевича, о том, как дочери её, великие княжны, ухаживали за ранеными солдатами в госпиталях, о предательстве окружения царя.
Пора прекратить глумиться и над революцией, и над её жертвами, не надо сыпать соль на раны, не надо ставить фильмы, подобные «Матильде». Не взять ли за образец уважительное отношение французов к своей Великой революции?
Михаил Чижов,
Нижний Новгород