Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 июля 2018 г.
  4. № 30 (6653) (25.07.2018)
Телеведение История

Память о страстотерпцах

Разжигать страсти или следовать по французскому пути?

25 июля 2018
Патриарх Кирилл на крестном ходе

Телеканал «Спас» в ночь с 16 на 17 июля организовал девятичасовой марафон «Царские дни», посвящённый столетию расстрела царской семьи. Марафон представлял собой обмен мнениями священнослужителей, историков, представителей массмедиа и культуры под руководством весьма креативного и напористого Александра Яковлева. Он интервьюировал протоиерея Александра Тимофеева, заслуженного художника России Ивана Глазунова, радио- и телеведущую Анну Шафран и многих других.

Беседы в студии дополнялись репортажами с молебна в Екатеринбургском храме на крови, возведённом на месте дома Ипатьева. Поминальную литургию совершал патриарх РПЦ Кирилл. После неё телемарафон сопровождался видео четырёхчасового крестного хода (21 километр) от храма до места погребения останков царской семьи в Ганиной Яме. Были также прямые включения Белграда и беседы с протоиереем Виталием Тарасьевым, рассказавшим о помощи Николая II сербской армии во время Первой мировой войны. Между беседами – кадры исторических хроник, выдержки из писем царя и его супруги, воспоминания исторических деятелей прошлого. В общем, многоплановый, многокрасочный и долговременный рассказ о злодейском убийстве царской семьи и его причинах.

То, что это злодейство, у присутствующих не вызывало сомнений, хотя некоторые историки говорили, что «убивали не конкретных людей, а старую власть», то есть некоторым образом пытались оправдать или понять злодеев. Будто бы старая власть – это нечто аморфное, а её представители вовсе мифические фигуры. Самым естественным образом, с учётом нынешних реалий разговор сваливался в сторону осуж­дения большевиков. Но справедливо было замечено, что дворян, царских чиновников, офицеров и просто городовых убивали до них, сразу после Февральской революции. Да и как большевики могли изменить сознание своих адептов через полгода после прихода к власти? Порой своими вопросами ведущий сводил разговор и к личным обидам тех его визави, у кого родственников «закололи красногвардейцы». Отношение РПЦ, понесшей в годы СССР неисчислимые гонения, к большевикам понять легко. Однако не надо забывать, что церковь и её иерархи в 1917 году без осуждения встретили принудительное (под давлением отнюдь не большевиков) отречение Николая II от власти как помазанника Божьего и превращение его в гражданина Романова.

Кто-то из присутствующих призывал разобраться в истоках дьявольской злобы, двигавшей Юровским и его расстрельной компании. Разобраться с благой целью неповторения подобного. А зачем нам понимать подлые мотивы, гнилую душу и садизм убийц? Совестливому человеку никогда не понять и не принять логику наглых и бессовестных нелюдей. Ведь чтобы их понять, надо влезть в их шкуру и в конечном счете стать самим таким же выродком. Нелюди были, есть и будут! Мы можем лишь сожалеть, что род людской столь несовершенен. И никогда нелюди не поймут человеческий язык, тем более – слов убеждения. Народная мудрость, вобравшая в себя опыт столетий, гласит о том же. «Горбатого только могила исправит».

Кто-то из интервьюируемых стенал, что выводы из этого преступления не сделаны, что на зле (читай: революции, Гражданской войне, репрессиях, терроре) невозможно построить рай на земле. Но вот поди ж ты, 14 июля наш президент, и президенты других стран, и вся прогрессивная общественность поздравляют президента Макрона и весь французский народ с национальным праздником – Днём взятия Бастилии как оплота самодержавия, то есть с началом Великой французской революции. Революции, в которой были и изобретённые Жозефом Гильотеном гильотины, и массовый террор, диктатура, гражданская война. Призывы «Мир хижинам, война дворцам», убийство короля Людовика XVI и его супруги Марии-Антуанетты по обвинению в заговоре против свободы, убийство сотен тысяч людей без суда и следствия, гонения на Церковь... Тезисы и методы, узнаваемые и в русской революции, не правда ли? Так чем же французская революция благочестивее русской, которую «прогрессивная общественность» клеймит как исчадие ада? Почему же она Великая, а наши лишь названы в честь месяцев – февральская да октябрьская?

За триста лет с правления Петра I в России (СССР не исключение) утверждалось мировоззрение, по которому всё, что делается на Западе, – образец и пример для подражания. Лапотная Россия ничего не может, даже царя убить цивилизованно, как во Франции, не сумела. Наши идеологические противники давно поняли, что разделение народа на славянофилов и западников, красных и белых, правых и левых, креативных и нищебродов ослабляет Россию, делает её нестабильной. Они продолжают вбивать клин между ними, прикрываясь словами о поисках правды.

Во Франции о революции или уважительно, или никак. Российские же дискуссии на исторические темы подчас напоминают ковыряние ржавым гвоздём незажившей раны.

В эти же дни на телеканале «Культура» демонстрировался французский фильм о жизни Жозефины Богарне – жены императора Наполеона. Насколько же уважительным был тон рассказа трёх женщин, авторов повествования. И не сделать бы нам фильм о страданиях императрицы Александры Фёдоровны, вынужденной принимать Григория Распутина, так как он один мог останавливать крово­течения у юного царевича, о том, как дочери её, великие княжны, ухаживали за ранеными солдатами в госпиталях, о предательстве окружения царя.

Пора прекратить глумиться и над революцией, и над её жертвами, не надо сыпать соль на раны, не надо ставить фильмы, подобные «Матильде». Не взять ли за образец уважительное отношение французов к своей Великой революции?

Михаил Чижов,
Нижний Новгород

Тэги: Михаил Чижов Нижний Новгород
Обсудить в группе Telegram

Михаил Чижов

Михаил Павлович Чижов — член союза писат... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Любовь на семинарах сильнее, чем в жизни»

    17.06.2022
  • Беспризорные картины

    15.06.2022
  • Кто он, Пётр Первый?

    08.06.2022
  • Последний рыцарь импрессионизма

    27.04.2022
  • Красная палатка как сигнал бедствия

    19.01.2022
  • Невозможное возможно

    74 голосов
  • Давайте разберёмся

    44 голосов
  • Какая боль!

    38 голосов
  • Исповедь народа

    34 голосов
  • Красная палатка как сигнал бедствия

    33 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS