О.А. Платонов. Русский народ. История. Душа. Победы. – М.: Институт русской цивилизации, 2013. – 816 с. – 1500 экз.
Перед нами – исследование энциклопедического охвата, в котором автор попытался последовательно рассказать о разных сторонах русской жизни в историческом контексте.
На сегодняшний день это итоговый труд Олега Платонова. Всю жизнь он изучает русскую цивилизацию, исследует Отечество. Одна из особенностей русской культуры в том, что она всегда ждёт своих Хабаровых и Дежнёвых. Сколь огромно географическое пространство, освоенное русскими людьми, столь необозрима и культура страны. Культура в широком смысле – от политики и пропаганды до верований и обычаев.
У Олега Платонова немало ярких предшественников, у которых он учился, с которыми соглашается и спорит. Многих из них он переиздал и прокомментировал в Институте русской цивилизации. Александр Афанасьев, Михаил Коялович, Сергей Шарапов, Борис Рыбаков... От них – прямоезжая дорога к панорамному повествованию Платонова. Память о великих русских людях, об учителях, о созидателях пронизывает все – такие разные – главы огромной книги.
Очень важно, что в заглавии этой – заветной для автора – книги не затерялось слово «Победа». Посланцы Запада морщат лбы, выдумывая «национальную идею» для русского народа. Получается тщетная суетня. Давненько возникла эта идея – всенародная, объединительная. И, пожалуй, ни одно слово не выражает её столь точно, как «Победа». Это простое и сложное понятие стало для многих поколений русских людей смыслом, святыней и целью.
Тут речь не только о воинских победах, которыми Русь вправе гордиться, но и о стремлении преодолеть невзгоды, обман, тяготение собственных грехов, преодолеть слабость и разобщённость. И тут мы встречаем ещё одно важное для Платонова слово – «община». Общее дело, созидание сообща. Мудрость русских пословиц и поговорок (а они стали для нас народным åвангелием!) подтверждает почвенническую гипотезу о предрасположенности русского человека к общинным ценностям, а не к индивидуализму.
В книге один за другим раскрываются пласты русской цивилизации. Хронологический принцип тут не превалирует, важнее – смысловая сборка. Потому, если речь идёт о крестьянстве, автор легко может перескочить с исторического обозрения к современным проблемам. Отметим, что наконец-то крестьянскому миру уделено должное внимание в столь почтенном культурологическом труде. Важно, что, отстаивая право русского народа на своеобразное развитие, он не забывает и о душе, и о лирической стороне жизни. А русские художники разных веков помогают читателю воспринимать и самые трагические, и самые жизнеутверждающие страницы книги.