Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 мая 2024 г.
  4. № 20 (6934) (22.05.2024)
Телеведение

Память об упущенных возможностях

В прокате новая картина Мишеля Франко

22 мая 2024
Кадр из фильма Мишеля Франко

Этот мексиканский режиссёр – автор нашумевшего «Нового порядка» и призёра ряда международных фестивалей. В отличие от его предыдущих работ «Память», снятая в Нью-Йорке, избегает острых визуальных моментов, а к памяти обращается лишь в разговорах персонажей, выясняющих отношения с минувшим.

Сорокалетняя Сильвия – незамужняя социальная работница, ограждающая 15-летнюю дочь от контактов со сверстниками и посещающая клуб анонимных алкоголиков, – приходит на вечер выпускников своей школы, где к ней подсаживается незнакомый мужчина примерно тех же лет, который затем следует за ней и ночует у дверей дома. Зовут его Сол (или Соул, то есть душа) Шапиро, но его еврейство не имеет для фильма никакого значения; у него давно умерла жена, живёт он в семье брата и страдает (точнее, не страдает) от внезапных обмороков и диагностированной ранней деменции с потерей короткой памяти. Чем этот герой занимался до болезни и что творится у него в голове, где, по идее, должно сохраняться прошлое, Франко совершенно не интересуется – он озабочен лишь состоянием героини, неспособной избавиться от травматичной подростковой памяти об отношениях с покойным отцом, который, если верить тому, что она говорит, принуждал её к сексу. Но можно и не верить: ведь ретроспекции отсутствуют, а мать Сильвии утверждает, будто дочка это выдумала, как выдумала сексуальное насилие со стороны Сола, тогда как её младшая сестра, с одной стороны, подтверждает версию старшей насчёт отца, а с другой – опровергает её слова о Соле как насильнике. Режиссёр же бросает начатую тему и тянет (причём изрядно затягивая, в том числе явно необязательными эпизодами) картину к благополучному концу, соединяющему главных героев, как будто снимает заведомо невозможное при столь ограниченном бюджете жанровое кино с непременным хеппи-эндом. Но тогда зачем смотреть очередную картину о потере памяти и детских травмах, в содержании которой нет ничего оригинального, в строении не заложен саспенс (если не считать таковым ожидание поклонников Франко, что режиссёр предложит им нечто в прежнем духе), а герои не представляют интереса? Ради модного, хотя уже заезженного тренда? Или, может, ради игры обладательницы «Оскара» и актёра, удостоенного в Венеции кубка Вольпи за эту роль? Оба, что называется, борозды не портят, но сценарий не даёт им возможности выйти из неё и разыграться, особенно препятствуя Сарсгаарду, герой которого ничуть не обеспокоен своей болезнью и потому не вызывает сострадания. Венецианское жюри сочло его исполнение тонким, но лучше было бы сказать «тонким до полной незаметности» – в одобрительном или неодобрительном значении этого выражения. Правда, один из рецензентов назвал фильм слоубёрнером, то есть медленным триллером, где огонь разгорается в самом конце, но в данном случае можно говорить разве что о теплоте, с которой Сильвия и Сол начинают относиться друг к другу.

В такой ситуации невольно возникает мысль: нельзя ли было повернуть намеченную в фильме тему в другом направлении – к примеру, допустить, что Сол всё-таки причастен к насилию над Сильвией, и сделать её мстительницей, втирающейся к нему в доверие, чтобы в удобный момент рассчитаться за свои девичьи слёзы. Или, напротив, женщиной, которая одержима ложным подозрением и лишь после расправы с мнимым насильником обнаруживает, что отомстила невиновному? А какой простор открылся бы перед автором, если бы он не отправил отца героини на тот свет до начала действия, а развил едва намеченную «эдипову» линию, убедив Сильвию и её сестричку разделаться с ним, как сделали обманутые Медеей дочери Пелия, а заодно и с матерью подобно тому, как поступили Орест и Электра с Эгисфом и Клитемнестрой. Странно, кстати, что среди древнегреческих мифов нет такого, в котором дочь убивает совратившего или надругавшегося над ней папашу, и что последующие копатели детских комплексов и травм не обратили большого внимания на этот инцестуальный сюжет.

Не знаю, скольким зрителям приходили в голову на просмотре «Памяти» подобные соображения, но мне они так облегчили просмотр, что я подумал о целом классе фильмов, бедных фактическим содержанием, но по воле создателей или помимо неё вызывающих культурные ассоциации.

Другое мнение в статье Кондрашова Александра: "Ураган надежды"

Тэги: Фильм Два мнения
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Монструозный блокбастер

    24.04.2025
  • Незакрытый гештальт

    24.04.2025
  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Удар больной головы

    92 голосов
  • Замороженная любовь

    87 голосов
  • Интернациональный бокс Иерусалима

    75 голосов
  • Опала и триумф

    66 голосов
  • Фарт, фарш, фальшь

    52 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS