Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 декабря 2014 г.
  4. № 49 (6490) (10.12.2014)
Искусство

Память по наследству

10 декабря 2014
Автопортрет

В Санкт-Петербурге открылась выставка академика живописи Алексея Грицая, приуроченная к столетию художника (1914–1998)

Академик Алексей Грицай. Сегодня это имя мало что скажет современному зрителю. Разве что какой-нибудь ценитель живописи редко возьмёт с запылённой книжной полки изданную ещё в советское время монографию «Алексей Грицай» да пролистнёт несколько страниц удивительных, лирических пейзажей, чтобы насладиться тем, чего так мало осталось в современной русской живописи: чистотой и искренностью.

Родись Грицай в эпоху передвижников, он обязательно занял бы среди них достойное место по масштабу личности и силе художественного таланта. Его вещи наверняка бы заинтересовали и друга передвижников, основателя всемирно известной галереи в Москве, коллекционера П.М. Третьякова. Но, увы, получилось даже совсем наоборот – нынешнее руководство галереи места для проведения выставки к столетию замечательного пейзажиста выделить не смогло.

Говорят, если хочешь узнать характер художника – внимательно всмотрись в его произведения. Это утверждение полностью применимо к Алексею Грицаю. Интеллигентный, тактичный, поэтически настроенный, с обострённым чувством любви к окружающему миру, он был таким и в живописи. Его пейзажи завораживают своей простотой и искренностью. Обычная, на первый взгляд неброская красота средней полосы России находила в душе Грицая какой-то божественный отклик и восприятие. Очевидцы вспоминают, как порой на крупных всесоюзных выставках зрители подолгу стояли перед талой весной, лесной опушкой или нежными сумерками грицаевских картин, затерянных в окружении массивных эпических полотен других авторов.

Если оценивать творчество Грицая с искусствоведческих позиций, то можно смело говорить о его прямой преемственности мастерам Союза Русских Художников начала ХХ века. Это известное объединение существовало в России в начале прошлого столетия (1903–1923) и объединяло таких художников, как А. Васнецов, К. Коровин, С. Иванов, С. Жуковский, С. Виноградов, В. Бакшеев, В. Переплётчиков. Пейзажистам – участникам того славного союза была свойственна увлечённость лирическим пейзажем, одухотворение природы, стремление не просто запечатлеть на холсте окружающий мир, а передать своё впечатление от увиденного.

15-3-49.jpg
На веранде, 1958

Символично, что в наши дни вахту памяти Алексея Грицая несут художники, кто встал у истоков возрождения Союза Русских Художников в 2008 г., – академики Николай Зайцев, Николай Колупаев, Валентин Сидоров. Труд этот огромный и часто недооцениваемый окружающими. Но именно благодаря усилиям этих художников, лично знавших Грицая при жизни и с уважением перенимавших его опыт служения искусству, столетие со дня рождения автора удалось ознаменовать выставкой. И не где-нибудь, а в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств в Санкт-Петербурге, которую Алексей Грицай окончил в 1939 году.

«Я считаю, что мне повезло знать при жизни этого замечательного человека и художника. Бесценные минуты общения запомнились навсегда. Интеллигент, интеллектуал, увлечённый тем, что он считал призванием своей жизни, – искусством, – вспоминает Н. Зайцев. – У Алексея Михайловича можно было поучиться не только профессиональным моментам, но и просто человеческим качествам: искренности помыслов, порядочности, отношению к памяти прошлых поколений художников. Теперь вот и мы бережно храним память о нём. Память по наследству».

Грицай не художник прошлого. Он современен и нужен современникам куда больше, чем в советское время. Круговерть и бешеные ритмы мегаполисов, агрессивные сюжеты со страниц СМИ и экранов телевизоров не оставляют нынешнему поколению ни минуты времени на глоток чего-то чистого и вечного. А ведь это чистое и вечное очень нужно каждому из нас. Великий композитор Свиридов просматривал альбомы известных мастеров русской живописи, с тем чтобы настроиться на нужный душевный лад перед сочинением прекрасной музыки.


Тэги: Век Живопись Скульптура
Обсудить в группе Telegram

Олег Денисов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Аристократ из ушедшей эпохи

    28.03.2025
  • Смоктуновский – имя нарицательное

    28.03.2025
  • В историческом контексте

    21.02.2025
  • Интеллект, голос, хватка

    12.02.2025
  • С надеждой на перерождение

    18.01.2025
  • Блаженный – значит счастливый

    85 голосов
  • Земля и небо

    68 голосов
  • QR-квадрат

    53 голосов
  • Гений эпизода

    52 голосов
  • Директора приходят и уходят – Третьяковка остаётся

    50 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS