Родись Грицай в эпоху передвижников, он обязательно занял бы среди них достойное место по масштабу личности и силе художественного таланта. Его вещи наверняка бы заинтересовали и друга передвижников, основателя всемирно известной галереи в Москве, коллекционера П.М. Третьякова. Но, увы, получилось даже совсем наоборот – нынешнее руководство галереи места для проведения выставки к столетию замечательного пейзажиста выделить не смогло.
Говорят, если хочешь узнать характер художника – внимательно всмотрись в его произведения. Это утверждение полностью применимо к Алексею Грицаю. Интеллигентный, тактичный, поэтически настроенный, с обострённым чувством любви к окружающему миру, он был таким и в живописи. Его пейзажи завораживают своей простотой и искренностью. Обычная, на первый взгляд неброская красота средней полосы России находила в душе Грицая какой-то божественный отклик и восприятие. Очевидцы вспоминают, как порой на крупных всесоюзных выставках зрители подолгу стояли перед талой весной, лесной опушкой или нежными сумерками грицаевских картин, затерянных в окружении массивных эпических полотен других авторов.
Если оценивать творчество Грицая с искусствоведческих позиций, то можно смело говорить о его прямой преемственности мастерам Союза Русских Художников начала ХХ века. Это известное объединение существовало в России в начале прошлого столетия (1903–1923) и объединяло таких художников, как А. Васнецов, К. Коровин, С. Иванов, С. Жуковский, С. Виноградов, В. Бакшеев, В. Переплётчиков. Пейзажистам – участникам того славного союза была свойственна увлечённость лирическим пейзажем, одухотворение природы, стремление не просто запечатлеть на холсте окружающий мир, а передать своё впечатление от увиденного.
На веранде, 1958 |
Символично, что в наши дни вахту памяти Алексея Грицая несут художники, кто встал у истоков возрождения Союза Русских Художников в 2008 г., – академики Николай Зайцев, Николай Колупаев, Валентин Сидоров. Труд этот огромный и часто недооцениваемый окружающими. Но именно благодаря усилиям этих художников, лично знавших Грицая при жизни и с уважением перенимавших его опыт служения искусству, столетие со дня рождения автора удалось ознаменовать выставкой. И не где-нибудь, а в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств в Санкт-Петербурге, которую Алексей Грицай окончил в 1939 году.
«Я считаю, что мне повезло знать при жизни этого замечательного человека и художника. Бесценные минуты общения запомнились навсегда. Интеллигент, интеллектуал, увлечённый тем, что он считал призванием своей жизни, – искусством, – вспоминает Н. Зайцев. – У Алексея Михайловича можно было поучиться не только профессиональным моментам, но и просто человеческим качествам: искренности помыслов, порядочности, отношению к памяти прошлых поколений художников. Теперь вот и мы бережно храним память о нём. Память по наследству».
Грицай не художник прошлого. Он современен и нужен современникам куда больше, чем в советское время. Круговерть и бешеные ритмы мегаполисов, агрессивные сюжеты со страниц СМИ и экранов телевизоров не оставляют нынешнему поколению ни минуты времени на глоток чего-то чистого и вечного. А ведь это чистое и вечное очень нужно каждому из нас. Великий композитор Свиридов просматривал альбомы известных мастеров русской живописи, с тем чтобы настроиться на нужный душевный лад перед сочинением прекрасной музыки.