Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Память, ты слабее год от года...

01 января 2007

ЗАПЕЧАТЛЁННОЕ ВРЕМЯ

Две выставки на одну тему: Дмитрий Гутов и Борис Лаврентьев в Центре современного искусства ВИНЗАВОД

Дм. Гутов. «Велосипед»Б/У
Обращаясь к творчеству Дмитрия Гутова, я как-то привычно становлюсь на позицию интеллектуального партнёра его философичных работ. Забывая, что он способен поразить не только разум – чувства, инстинкты! Репутация «умного художника» дорогого стоит, но иногда нужно забыть о высшем образовании, чтобы насладиться работами Гутова.
Ни в коей мере не относясь к мало-малейшим поклонникам деятельности Марата Гельмана, я всё-таки должен объявить: выставка Дмитрия Гутова, названная автором «б/у» и прошедшая недавно в галерее М&Ю Гельманов, вернула современному искусству забытую за плотным «дискурсом» цинизма интонацию интимной лирики. 

Десяток объектов с использованием ready made компонентов с одного взгляда приковывают к себе внимание человека, который ещё помнит «осень СССР», пышно и неотвратимо захватившую страну в конце 60-х – начале 70-х гг.
Простые предметы, укреплённые на стропах личной памяти каждого, находят у Гутова место в прозрачной, но крепкой структуре прямых и ломаных линий, моделирующих у автора ментальное пространство. Кажется, что может быть эфемернее памяти? Невесомая, истончающаяся... Нужен чуткий художник, чтобы напомнить: основа персональных воспоминаний – сталь. Именно на железных арматурах закреплены предметы – от транзисторного радиоприёмника VEF до хорошо попользованной бадминтонной ракетки – изделия советской промышленности, каждое из которых – «сезам», открывающий дверь в частное детство.
Б. Лаврентьев. «Третий Рим»Однако не бакелитовый телефонный аппарат или пылесос «Чайка» возвращают нам потерянный рай младенчества, о нём возвещают несущие конструкции, которые пленяют грубую материю предметов скромного комфорта, когда-то данную нам в ощущение. Бывшие в употреблении вещи покоятся не столько в надёжных захватах осязаемых металлических струн позднесоветского функционализма, сколько в эфирном потоке бывших в употреблении визуальных образов, и первый из них – трассы высоковольтных проводов, увиденных на фоне неба. 

Более того! – напряжённым покоем «базиса» своих объектов Дмитрий Гутов даёт нам сам образ советского Неба.
Неба Эдемского сада, друзья. Или неба неведомого Кадата Говарда Лавкрафта. Неба нашего детства, ибо только тогда мы имели достаточно времени и смелости смотреть вверх.

В ОЖИДАНИИ ВАРВАРОВ
Частная память – лишь самый неглубокий уровень нашего ego. Несколько ближе к Образу Божьему в каждом из нас лежит память нации, расы, культуры. Поэтому мы плачем о ныне разрушаемых Берлине и Париже не менее, чем о когда-то внезапно сломавшейся (ой-какой-красивой!) модели железной дороги. 

Притом что и Берлин, и Париж мы как минимум захватывали силой русского оружия.
Борис Лаврентьев в «Ателье № 2» приглашает нас к сопереживанию того чувства, которое в культурной традиции Европы принято выражать формулой «В ожидании варваров». Его работы, исполненные в смешанной технике, обращены к самым понятным и близким нам культурным константам: материалом для Лаврентьева становятся факсимиле партитур Моцарта, Паганини, Гайдна; репродукции полотен классического европейского наследия от ампира до барокко; пейзажи европейских столиц. Эти «мыслеформы» материнской цивилизации используются художником в качестве канвы для жестокого в своей непреложности высказывания: отечество (европейская культура) в опасности. 

Лаврентьев европоцентричен, поэтому варвары для него – не абстрактные дикие орды, но высококультурные «чужие», чьё давление испытывает не только реальность европейского города, но и в ещё большей степени – символическое пространство наших нематериальных ценностей. 

Художник скорбит об уходящем в область преданий мире – мире античной красоты, христианских откровений спиритуальных практик, мире не только военного, но и духовного триумфа Европы, Европы универсальных Христовых заповедей. 

В контексте воззрений художника русское противостояние с Наполеоном приобретает смысл едва ли не партнёрства, разговора между своими. Двуглавая капитолийская волчица – вот точный образ Большой Европы, найденный Лаврентьевым. 

Другое дело – «чужие». Они ещё не идут войной на поля созданной нами ойкумены, они – пока просто рядом. От наших внутриевропейских взаимодействий раз за разом рождается любимая дочь бога войны Ареса – Гармония. Безмолвное выжидание «чужого» чревато аннигиляцией: умирание Идеальной Европы обнажит пустоту нехристианского мира. 

Созерцая работы Лаврентьева, чья выразительность усиливается звучащими в «Ателье» произведениями великих европейских композиторов – Моцарта, Свиридова, Сен-Санса, – мы должны помнить: ещё немного, и от нас останется лишь память.
Если сдадимся варварам толерантности. 

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS