Перейти к содержанию
  Вторник 03 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    12 января 2021 г.
Литература Библиосфера

Памяти Ларисы Васильевой

Глава из книги «Страницы воспоминаний»
12 января 2021
Лариса Васильева в кругу коллег

Нюансы давних встреч

stranicy150x225.jpg
Валерий Лебединский. Страницы воспоминаний. – М.: Новые витражи, 2020. – 272 с. – 500 экз.

В мемуарах поэта, прозаика, драматурга Валерия Лебединского в основном – журналистские встречи с выдающимися людьми наших дней. Среди них – Лев Дуров и Иосиф Кобзон, Армен Джигарханян и Олег Ефремов, Иван Папанин, Василий Смыслов, Вениамин Каверин… Перу автора принадлежат последние крупные интервью в жизни народных артистов СССР Андрея Миронова и Софьи Гиацинтовой. Беседы, лежащие в основе мемуаров, публиковались в «Советской культуре» и «Советском экране», «Книжном обозрении» и «ТВ и радиовещание», «Театральной Москве», «Ленинском знамени» и др. Есть и жизненные воспоминания: Вольф Мессинг, Валерия Новодворская, Лариса Васильева, Сергей Островой, Андрей Гончаров, «У гроба Светлова» и др. В книгу вошла и документальная повесть о встречах и беседах автора с внучкой Сталина Галиной Джугашвили. Книга рассчитана на широкий круг читателей. В ближайшие дни она появится на при-лавках.


Валерий Лебединский 

Родился в 1940 году в Кременчуге Полтавской области. Окончил два факультета Одесского государственного университета им. И. Мечникова: юридический (1965) и исторический (1971). Поэт, прозаик, драматург, член Союза писателей Москвы, Союза российских писателей и Союза журналистов России. Автор тринадцати книг, лауреат литературных премий, главный редактор международного литературного альманаха «Муза».


…Кажется, ещё вчера она приезжала в Центральный дом литераторов, чтоб выступить на очередном мероприятии. Ничто не предвещало близкой смерти. И в день своего ухода она оставалась бодрой, включённой в работу, отзывчивой на любое приглашение.

Я был знаком с Ларисой Николаевной в последние 4 года её жизни, но знал её по литературе с давних лет. Нас познакомила Мария Арбатова, достаточно близко её знавшая. И тут же возникла близость взаимопонимания, взаимоуважения творчества друг друга. Я предложил ей принять участие в «Музе», а позже – войти в состав редколлегии. Она охотно откликнулась на оба предложения, и в трёх последних номерах – её стихи.

Я вчитывался и вчитываюсь в эти строки, где в кадрах и за кадрами – её судьба. И как бы особо увиденные – последние несколько лет, период моего знакомства с ней.

Что в нём? Почему он пронзителен больше, чем прошлая её жизнь?

В конце её остро звучит одиночество, хоть внешне проходит оно в кипенье общественных дел:

Как будто и не было дыма,
назойливой пляски огня.
Проходит сумятица мимо,
почти не касаясь меня.

И небо колышется мерно
над синей полоской окна,
и я одинока, наверно,
хотя не бываю одна.

Случайно узнала, отчасти
потом пожалела о том,
что тихая пристань – не счастье,
что стены и мебель – не дом.

Казалось бы, кого только не было в «Музе» за два десятилетия. От никогда не бывших в печати стихов Николая Асеева и Леонида Мартынова, Николая Глазкова и Эдуардаса Межелайтиса до Ряшенцева, Жирмунской, Городницкого. Но мастерство Ларисы Васильевой не уступало этим именам.

Жила она относительно далеко, на сорок первом километре от Москвы, при созданном ею Музее танка Т-34, сконструированного, в числе других, её отцом. Сколько инициатив было ею проявлено, какая громадная работа в архивах, сколько встреч с ветеранами войны… Она стала основателем, экскурсоводом, смотрителем – душой боевого музея…

Встречались мы относительно редко, так как нечасто она наезжала в Москву. Я знал, что у неё больные ноги, и был приятно удивлён, когда, вскоре после знакомства, увидел её входящей на мой юбилейный вечер в Центральный дом литераторов. Она успела познакомиться с «Музой» и выступила, сказав о ней добрые слова.

Вскоре ко мне приехал человек, доставивший «в дар от Ларисы Васильевой» пять книг её прозы – великолепных, в твёрдых обложках, фолиантов художественных исследований и мемуаров. Книги эти – о друзьях и врагах, о Пушкине и его тайной и самой глубокой любви, о которой даже сейчас далеко не все знают и которая оставалась пожизненной с юных лет, не соприкасаясь с любовью к Натали, но и не уступая ей. Любви к… императрице, жене Александра Первого, которая была старше Пушкина на двадцать лет и которую он впервые увидел ещё в Царскосельском лицее. Я не оговорился: пожизненной, хотя императрица Елизавета Алексеевна скончалась в 1826 году – за три года до появления в его жизни Натали и за одиннадцать лет до гибели самого поэта. Здесь поэтесса явила себя как глубокий учёный, исследовав и приведя архив писем императрицы и всесторонне раскрыв её образ – женщины любопытствующей, чуткой, писавшей письма как дневники.

Новизна и прекрасный язык, умение держать в напряжении – то, из чего складывается мастерство прозаика, – это ещё одна, наряду с поэзией, полноценная грань её творчества.

В книгах много открытий.

Знаете, как делаются открытия? Все знают, что здесь копать нет смысла: всё перекопано до вас, всё известно. А один не знает и копает.

Все знают, что стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» посвящено Анне Керн. А Лариса Васильева копнула! И убедительно доказала, что не ей, а той его любви. В самом деле, ничто не совпадает: Анна вряд ли являла собой «гения чистой красоты». И «голос нежный» не мог относиться к ней. А с той все черты совпадали. И ещё насторожило Васильеву: почему она – видение мимолётное, в то время как они часто виделись, были близки? Нет, тут что-то не так... Анна была замужем за старым полковником и вела вольный образ жизни, изменяла. Пушкин пишет в письме к брату Льву: «Вчера переспал с Анной Керн». Так, между прочим… Да мог ли он ей посвятить такие строки? Автор исследовала воспоминания Керн глубже, чем делали до неё, и показала, как Анна… сама себя выдаёт, не подозревая об этом. Пушкин зашёл к ней перед её отъездом из Тригорского и, вдохновлённый написанным, прочёл. Решив, что это о ней, она взяла из его рук листочек, но он стал вырывать его, не желая, чтоб он остался у неё! «Разве это логично?» – ставит вопрос Л. Васильева: стихи, посвящённые той, кому прочёл, он должен был трепетно вручить, подарить, а не вырывать из её рук, чтоб они у неё не остались. А он вырывал. Ибо это – святое, тайное – не должно быть в чужих руках.

…Увы, очень редко встречался я с ней, прекрасной поэтессой, прозаиком. Работая над романом о Зинаиде Гиппиус, я увидел Васильеву в кадрах документального фильма, где она, с глубоким подходом и своим отношением к Гиппиус, говорит о ней в разных местах. Я позвонил ей. Оказалось, она не знала, что фильм давно вышел, и секретарь её помогла ей его посмотреть.

И был другой вечер в Центральном доме литераторов, который я проводил совместно с другим писателем. Васильева болела. Я знал, что её не будет, но вдруг обнаружил её скромно сидящей в середине зала. Я представил её собравшимся как выдающуюся русскую поэтессу, в чём предстоит ещё расписаться великой русской литературе. И тут же защёлкали фотоаппараты, несколько зрителей встали с мест, чтоб сделать памятный снимок. Пришла она в белых валенках, которые помогали ей, о чём назавтра напишет «Независимая газета». Так и вышла она к микрофону – небольшая, уютная, милая, с цветом валенок под стать снегу, и рассказывала о двух книгах прозы, над которыми завершала работу…

Ей было слегка за восемьдесят. И хоть внешне ничто о том не говорило, она чувствовала близкий конец, как остро его чувствует художник. Это звучит в её стихах в «Музе»:

Да, в русых прядях серебро
уже прошито.
Всё это ложь, что я – ребро,
Но жизнь прожита́.

И прожита, и прожита́,
моя земная,
и приближается черта,
а Там – не знаю,

но понимаю – лучший мир
в безвестном дыме,
и не Адам там мой кумир,
а Божье Имя.

И вот – злая весть: её не стало. Я позвонил её секретарю.

– Она села в кресло, – сказала секретарь, – как бывало после обеда. И тут же, как всегда, задремала. Потом увидели: умерла.

Любая беда – разве это не благо
для сердца, для буйной его полноты,
иначе о чём бы сказала бумага,
какие бы в ней отразились черты?


Валерий Лебединский Лариса Васильева
343
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Болевая причастность поэта

07.09.2022

Над мраком сегодняшней нови

06.04.2022

Через россыпи лет…

09.02.2022

Боль души на тревожном исходе

28.09.2021

Нелёгкие тропы к Парнасу

10.03.2021

«И всё же, всё же, всё же...»

51 голосов

Души слабеющей бальзам

41 голосов

Нелёгкие тропы к Парнасу

39 голосов

Через россыпи лет…

30 голосов

Незримо тревожное пламя

26 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век Памятник
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты