Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Памяти Мая Митурича-Хлебникова

01 января 2007

УТРАТА

30 июня в Москве на восемьдесят четвёртом году жизни скончался после тяжёлой болезни художник Май Петрович МИТУРИЧ-ХЛЕБНИКОВ, прославивший своё имя прежде всего в детской книге. Но он был также превосходным станковым графиком и живописцем, занимался и монументальной живописью. 

Семнадцатилетним юношей он ушёл в сорок втором в армию, служил в части на Ленинградском фронте, помогал спасению блокадников на «Дороге жизни», потом – в агитбригаде, где пригодились его рисовальные способности, и так с агитбригадой дошёл до Берлина. Демобилизовался он только в 48-м году. Я помню его ещё в солдатской шинельке. 

Сын художников – Петра Митурича и Веры Хлебниковой, родной сестры гениального Велимира, он, когда я с ним познакомился в середине 50-х, был поразительно похож на Хлебникова. «Вылитый Велимир Хлебников!» – говорил Маршак. И я помню, как многие скульпторы и графики хотели лепить и рисовать его, просили позировать. 

В те же пятидесятые он начал работать в детской книге и сразу обрёл в ней своё неповторимое лицо. Его иллюстрации мгновенно узнавались по тонкой акварельной пластике, поэтичности, мягкому юмору, особой передаче цветом настроения. Его художническая палитра была на редкость убедительна и в воссоздании мира живой природы, и в сказочных перевоплощениях. 

Счастливой для Мая Митурича оказалась встреча с талантливым детским писателем и заядлым путешественником Геннадием Снегирёвым, с которым я его познакомил. Вместе со Снегирёвым Май Митурич побывал в разных краях – в Сибири, на Дальнем Востоке, на Курильских островах, в Туве, в Средней Азии. И всюду писал с натуры. Пускай ни один из набросков без изменения не вошёл в его иллюстративные серии, – всегда чувствовалось, что среди его рисунков нет ни одного «сочинённого целиком или исполненного только по памяти». Май Митурич считал задачей иллюстратора «не “подстрочный перевод,, текста на язык графики, но создание художественного эквивалента литературного образа». Рисунки в книгах Г. Снегирёва «Про оленей» (1964, 1969), «Рассказы для детей» (1970), «Чудесная лодка» (1977) и ряде других безусловно относятся к шедеврам художника. 

Его великолепными иллюстрациями украшены книги С. Маршака («Стихи для детей», 1966, 1971, «Угомон», 1967, «Двенадцать месяцев. Умные вещи», 1987, и другие) и К. Чуковского («Бибигон», 1963, «Краденое солнце», 1966, «Сказки дедушки Корнея», 1972, целый ряд других). Оба классика детской литературы высоко ценили рисунки художника. А ещё были весьма заметные циклы к Р. Киплингу, Дж. Барри, Л. Кэрроллу... На своём веку М. Митурич иллюстрировал и произведения для взрослых: «Одиссею» Гомера (1983), «Дом с мезонином» А. Чехова (2004), стихотворения В. Хлебникова (2003). 

Особое место в его искусстве занимала Япония, в девяностые он провёл в ней почти полтора года, привезя оттуда, помимо книжных иллюстраций, отличные акварели. И он не раз с большим вдохновением иллюстрировал японские сказки, только в последние годы было издано два сборника: «Журавлиные перья» (2004) и «Веер молодости» (2005). 

У него был и литературный дар. Он оставил обширные воспоминания о своей жизни. Мог написать детскую книжку, которую сам же иллюстрировал («Командорские острова», 1969). Свободно и щедро писал о своих друзьях-художниках. 

И надо ли говорить, что он был отмечен всеми возможными наградами и званиями: орденами и медалями Отечественной войны, а затем мирного времени, званиями народного художника России, действительного члена Академии художеств, лауреата Государственной премии, золотой и серебряной медалями Академии художеств, японским орденом Восходящего солнца и так далее и тому подобное. 

Верный принципам школы Владимира Лебедева и прекрасный наследник искусства Петра Митурича, Май Петрович принёс в детскую книгу незабываемый мир, по-своему цельный и замечательный. 

Этот мир останется в памяти всех, кто уже в детстве видел рисунки Мая Митурича, и благодарная память о нём ещё умножится в следующих поколениях, которые будут вспоминать художника, приобщавшего их к высокому искусству. 

Владимир ГЛОЦЕР

Обсудить в группе Telegram

Владимир Глоцер

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS