30 июня в Москве на восемьдесят четвёртом году жизни скончался после тяжёлой болезни художник Май Петрович МИТУРИЧ-ХЛЕБНИКОВ, прославивший своё имя прежде всего в детской книге. Но он был также превосходным станковым графиком и живописцем, занимался и монументальной живописью.
Семнадцатилетним юношей он ушёл в сорок втором в армию, служил в части на Ленинградском фронте, помогал спасению блокадников на «Дороге жизни», потом – в агитбригаде, где пригодились его рисовальные способности, и так с агитбригадой дошёл до Берлина. Демобилизовался он только в 48-м году. Я помню его ещё в солдатской шинельке.
Сын художников – Петра Митурича и Веры Хлебниковой, родной сестры гениального Велимира, он, когда я с ним познакомился в середине 50-х, был поразительно похож на Хлебникова. «Вылитый Велимир Хлебников!» – говорил Маршак. И я помню, как многие скульпторы и графики хотели лепить и рисовать его, просили позировать.
В те же пятидесятые он начал работать в детской книге и сразу обрёл в ней своё неповторимое лицо. Его иллюстрации мгновенно узнавались по тонкой акварельной пластике, поэтичности, мягкому юмору, особой передаче цветом настроения. Его художническая палитра была на редкость убедительна и в воссоздании мира живой природы, и в сказочных перевоплощениях.
Счастливой для Мая Митурича оказалась встреча с талантливым детским писателем и заядлым путешественником Геннадием Снегирёвым, с которым я его познакомил. Вместе со Снегирёвым Май Митурич побывал в разных краях – в Сибири, на Дальнем Востоке, на Курильских островах, в Туве, в Средней Азии. И всюду писал с натуры. Пускай ни один из набросков без изменения не вошёл в его иллюстративные серии, – всегда чувствовалось, что среди его рисунков нет ни одного «сочинённого целиком или исполненного только по памяти». Май Митурич считал задачей иллюстратора «не “подстрочный перевод,, текста на язык графики, но создание художественного эквивалента литературного образа». Рисунки в книгах Г. Снегирёва «Про оленей» (1964, 1969), «Рассказы для детей» (1970), «Чудесная лодка» (1977) и ряде других безусловно относятся к шедеврам художника.
Его великолепными иллюстрациями украшены книги С. Маршака («Стихи для детей», 1966, 1971, «Угомон», 1967, «Двенадцать месяцев. Умные вещи», 1987, и другие) и К. Чуковского («Бибигон», 1963, «Краденое солнце», 1966, «Сказки дедушки Корнея», 1972, целый ряд других). Оба классика детской литературы высоко ценили рисунки художника. А ещё были весьма заметные циклы к Р. Киплингу, Дж. Барри, Л. Кэрроллу... На своём веку М. Митурич иллюстрировал и произведения для взрослых: «Одиссею» Гомера (1983), «Дом с мезонином» А. Чехова (2004), стихотворения В. Хлебникова (2003).
Особое место в его искусстве занимала Япония, в девяностые он провёл в ней почти полтора года, привезя оттуда, помимо книжных иллюстраций, отличные акварели. И он не раз с большим вдохновением иллюстрировал японские сказки, только в последние годы было издано два сборника: «Журавлиные перья» (2004) и «Веер молодости» (2005).
У него был и литературный дар. Он оставил обширные воспоминания о своей жизни. Мог написать детскую книжку, которую сам же иллюстрировал («Командорские острова», 1969). Свободно и щедро писал о своих друзьях-художниках.
И надо ли говорить, что он был отмечен всеми возможными наградами и званиями: орденами и медалями Отечественной войны, а затем мирного времени, званиями народного художника России, действительного члена Академии художеств, лауреата Государственной премии, золотой и серебряной медалями Академии художеств, японским орденом Восходящего солнца и так далее и тому подобное.
Верный принципам школы Владимира Лебедева и прекрасный наследник искусства Петра Митурича, Май Петрович принёс в детскую книгу незабываемый мир, по-своему цельный и замечательный.
Этот мир останется в памяти всех, кто уже в детстве видел рисунки Мая Митурича, и благодарная память о нём ещё умножится в следующих поколениях, которые будут вспоминать художника, приобщавшего их к высокому искусству.