Мгновенно ушла из жизни Тамара Николаевна ГРУМ-ГРЖИМАЙЛО. Даже давние друзья не успели поддержать её утешением и сочувствием. История отечественной музыки, исполнительства, музыкальная критика потеряли проницательного исследователя, вдумчивого, доброжелательного, прекрасно образованного – она знала современную музыку «как свои пять пальцев». Всегда дорожила временем – не помню, чтобы в редакции она обсуждала что-то, кроме музыки. Отличалась изысканным вкусом во всём – в том, о чём писала, кого выбирала в герои, и в том, как выглядела: всегда элегантная, с удивительным воображением в костюмах, подлинно красивая. «ЛГ» с её появлением преображалась, всем хотелось заимствовать у Т.Н. лёгкость, стремительность, неподражаемое очарование. Слова «возраст» и «болезни» не имели к ней ни малейшего отношения. Так по крайней мере казалось. Даже представить не могу, чтобы Тамара Николаевна говорила о хворях. А как работала! Как каторжная – всё подчинялось поставленной цели. Если в течение месяца не вижу её в концертных залах – пишет книгу. Удивительно целеустремлённый и трудолюбивый человек!
У меня на рабочем столе прочно обосновалась главная её книга – «Конкурс Чайковского. История. Лица. События». Поразительное сочинение: сотни интервью, подробный анализ всех программ, редкий по точности замысла иллюстративный материал, собранный ею же, блестящие собственные комментарии. Обойтись без этой книги невозможно. И так будет всегда, пока существует конкурс. В этих страницах и достоверный её портрет: никакого «яканья», никакого самолюбования, автора как бы нет, главное – музыка и её творцы. Она всегда в стороне, беспристрастна и скромна.
Конечно, у неё были привязанности и особое отношение к отдельным музыкантам. Всю жизнь дружила с Мстиславом Леопольдовичем Ростроповичем, подарила всем нам замечательную книгу о нём. На презентации в «ЛГ» присутствовал сам маэстро, было шумно и весело, казалось, что так и будет всегда...
В старинной церкви XVI века её провожал небольшой церковный хор – простые бесхитростные распевы, но в них подлинная музыка. Что всегда так хорошо понимала и ценила Тамара Николаевна.