На 53-м году жизни погиб Юрий Иванович Холдин, замечательный фотохудожник, мастер светописи, организатор всероссийского проекта «Свет фресок Дионисия – миру», который «ЛГ» имела честь представлять на своих страницах с 2004 года.
Чрезвычайно сильный, страстный и цельный человек, он подчинил всю мощь своего таланта смиренной цели – передать красу и мудрость фресок Ферапонтова монастыря, писанных Дионисием в конце XV века, средствами фотографического искусства. Именно такую формулировку – «фотографическое искусство» – он отстаивал со всей горячностью темперамента. Он имел на это право. Не только потому, что в течение семи лет на собственные деньги фотографировал фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтове монастыре. Фрески «снимали» многие. Никто – как Холдин. Перфекционист, он поставил перед собой задачу почти нереальную. Сделать съёмку фресок при дневном свете, который изменчив, как облачка на небе. Добиться освещения, какое бывает в полдень. Сохранить целостность композиции Дионисия. Фактически он готовил съёмку, словно ставил фильм: с режиссёрской раскадровкой, с лесами, специальными осветительными приборами и т.д. И всё это – ради правильного кадра. Такого, который бы сохранил неповторимость оттенков цвета и все трещинки, оставленные временем. Такого, который бы донёс строгость древних ликов, воздушную громаду пространства храма, последовательность развёртывания мысли иконописца. Неудивительно, что на это потребовались годы. Удивительно, что ему удалось решить эту задачу. Раньше такой труд называли древним словом «подвижнический».
С не меньшим упорством, горением он работал над тем, чтобы «свет фресок Дионисия» дошёл до как можно большего количества людей. Фолиант «Сквозь пелену пяти веков», подготовленный и изданный им к 500-летию фресок Дионисия в 2002-м, получил Всероссийскую премию в номинации «Событие года». Все, кому посчастливилось побывать на выставках «Свет фресок Дионисия» в Третьяковской галерее, в Музее-заповеднике Новгородского кремля, в Ярославле, Новгороде, залах Петербургской академии художеств, в Политехническом музее, навсегда запомнят работы и мастер-классы Холдина.
Вслед за горечью потери нам ещё предстоит осознать, что проблемы, которые «подвигал» Холдин, далеко выходят за рамки чисто фотографических или искусствоведческих. В сущности, он ставил вопрос об актуальности обращения современных художников к традициям древнерусского религиозного искусства. На вечный вопрос: а вся ли правда исчерпывается разоблачением и уличением нехороших людей в слабостях и преступлениях или есть, скажем, истина утвердительная, – он отвечал трудом и жизнью.
Низкий поклон Вам и светлая память, Юрий Иванович!
ЛИТГАЗЕТОВЦЫ
Сейчас выставку «Свет фресок Дионисия» можно увидеть в Музее декоративно-прикладного искусства на Делегатской.