Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Памяти Юрия ХОЛДИНА

01 января 2007

На 53-м году жизни погиб Юрий Иванович Холдин, замечательный фотохудожник, мастер светописи, организатор всероссийского проекта «Свет фресок Дионисия – миру», который «ЛГ» имела честь представлять на своих страницах с 2004 года.
Чрезвычайно сильный, страстный и цельный человек, он подчинил всю мощь своего таланта смиренной цели – передать красу и мудрость фресок Ферапонтова монастыря, писанных Дионисием в конце XV века, средствами фотографического искусства. Именно такую формулировку – «фотографическое искусство» – он отстаивал со всей горячностью темперамента. Он имел на это право. Не только потому, что в течение семи лет на собственные деньги фотографировал фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтове монастыре. Фрески «снимали» многие. Никто – как Холдин. Перфекционист, он поставил перед собой задачу почти нереальную. Сделать съёмку фресок при дневном свете, который изменчив, как облачка на небе. Добиться освещения, какое бывает в полдень. Сохранить целостность композиции Дионисия. Фактически он готовил съёмку, словно ставил фильм: с режиссёрской раскадровкой, с лесами, специальными осветительными приборами и т.д. И всё это – ради правильного кадра. Такого, который бы сохранил неповторимость оттенков цвета и все трещинки, оставленные временем. Такого, который бы донёс строгость древних ликов, воздушную громаду пространства храма, последовательность развёртывания мысли иконописца. Неудивительно, что на это потребовались годы. Удивительно, что ему удалось решить эту задачу. Раньше такой труд называли древним словом «подвижнический».
С не меньшим упорством, горением он работал над тем, чтобы «свет фресок Дионисия» дошёл до как можно большего количества людей. Фолиант «Сквозь пелену пяти веков», подготовленный и изданный им к 500-летию фресок Дионисия в 2002-м, получил Всероссийскую премию в номинации «Событие года». Все, кому посчастливилось побывать на выставках «Свет фресок Дионисия» в Третьяковской галерее, в Музее-заповеднике Новгородского кремля, в Ярославле, Новгороде, залах Петербургской академии художеств, в Политехническом музее, навсегда запомнят работы и мастер-классы Холдина.
Вслед за горечью потери нам ещё предстоит осознать, что проблемы, которые «подвигал» Холдин, далеко выходят за рамки чисто фотографических или искусствоведческих. В сущности, он ставил вопрос об актуальности обращения современных художников к традициям древнерусского религиозного искусства. На вечный вопрос: а вся ли правда исчерпывается разоблачением и уличением нехороших людей в слабостях и преступлениях или есть, скажем, истина утвердительная, – он отвечал трудом и жизнью.
Низкий поклон Вам и светлая память, Юрий Иванович! 

ЛИТГАЗЕТОВЦЫ

Сейчас выставку «Свет фресок Дионисия» можно увидеть в Музее декоративно-прикладного искусства на Делегатской.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS