В конце прошлого года в Санкт-Петербурге открыли памятник русскому поэту, о чём мы уже писали на страницах «ЛГ». Бронзовый монумент выполнен скульптором Евгением Ротановым и архитектором Иваном Кожиным. Александр Блок шагает, наклонившись вперёд, как бы напоминая начальные строки одного из самых известных своих произведений: «Ветер, ветер! На ногах не стоит человек». Появление такого памятника вызвало в городе неоднозначную реакцию.
Нужно не знать, не любить, не понимать места и значимости Александра Блока в отечественной литературе, чтобы придумать глумливую падающую глыбу, увенчанную намёком на голову, и посчитать это сооружение памятником, достойным поэта, созвучного душе Петербурга-Петрограда.
Улица Декабристов, где жил и умер Блок, выходит к речке Пряжке с её знаменитой Психиатрической больницей им. Николая Чудотворца. Вот и приходит на ум, не в этом ли скорбном месте неподалёку было задумано, изготовлено и принято к постановке изделие, претендующее стать памятником великому поэту, одному из самых дорогих и близких в первую очередь нам, его землякам? Теперь эта глыба, никак не ассоциирующаяся с высоким и светлым именем Александра Блока, скорее всего, будет служить ориентиром и указателем пути в психбольницу.
Смею предположить, что вдохновение создатели монстра черпали не в творчестве, не в облике Александра Блока, а, скорее всего, в романе Всеволода Кочетова «Угол падения», где автор как мог своими средствами доказывал неминуемое «падение» приверженцев старой жизни, «старой» культуры, ярчайшим представителем которой как раз и был великий поэт.
В течение более десяти лет мне довелось состоять в Комиссии по памятникам Общественного совета СПб. Общими усилиями удавалось сберечь город от предложений, а такие случались, претенциозных и не созвучных его высокому званию. Жива ли эта комиссия, кто в неё нынче входит, сохранились ли у неё прежние права? Или «Гражданское общество» построено и наконец все права окончательно перешли к тем, у кого в руках кошелёк? Так что речь не только о несуразном памятнике.