«Мне не нужны памятники», – любил повторять Энцо Феррари в интервью и личных беседах. Было ли это проявлением скромности, сейчас сказать довольно трудно. Хотя на фоне своих прямых конкурентов из числа итальянских автомобилестроителей он действительно выделялся умеренным аскетизмом и оседлым образом жизни. Режиссёр Майкл Манн всё же не стал следовать пожеланию Энцо, но тот памятник, что он воздвиг, посвящён не Феррари-капиталисту, но и не Феррари-изобретателю, а Феррари-человеку.
Майкл Манн уже не в первый раз берётся за экранизацию чьей-то биографии. За плечами у режиссёра уже есть картины про грабителя банков Джонни Дилленджера, журналиста Лоуэлла Бергмана и боксёра Мухаммеда Али. Однако в этот раз перед Манном стояла непростая задача – снять биографический фильм про Феррари, не повторяя уже существующую киноленту 2002 года с Серджо Кастеллито в роли конструктора. Решение оказалось простым, но совсем не тривиальным: не превращать историю в беглый пересказ страницы из Википедии, а сконцентрироваться на личности Энцо в один отдельно взятый год. События фильма происходят в 1957 году, едва ли не самом сложном и для компании, и для её основателя. Корпорация в тот период была на грани банкротства, а результаты на гоночных соревнованиях оставляли желать лучшего. Да и личная жизнь Энцо (Адам Драйвер) переживала турбулентность в связи с недавней потерей старшего сына и тем, что жена (Пенелопа Крус) прознала про любовницу (Шейлин Вудли) и внебрачного сына. Жанрово-тематическую направленность довольно тяжело определить однозначно. Другой режиссёр, скорее всего, выбрал бы оставить в ядре истории гонку «Тысяча миль», а на периферию отправил бы любовные скитания Энцо, либо же наоборот. Но не Манн! А потому в «Феррари» эти сюжетные ветки равнозначны по отведённому им времени и авторскому акценту.
Если проводить сравнение «Феррари» с «Ламборгини» 2022 года, где роль конкурента Энцо исполнил Фрэнк Грилло, то будет оно явно в пользу картины с Драйвером. Один только двухминутный диалог Феррари с сыном о работе двигателя куда более искренний и вдохновляющий, чем весь фильм «Ламборгини: Человек-легенда», натужно притворяющийся воодушевляющей историей успеха про мечтателя из низов. К слову, сам Энцо здесь представлен далеко не в самом приятном свете. Скажем так, местами его потребительское отношение к людям как к легко заменяемому ресурсу заставляет задуматься, а не антагонист ли он в этом сюжете. Как раз поэтому ленту Майкла Манна смотреть интереснее: создатели изначально перед собой не ставили цели прорекламировать бренд или втюхать зрителю стерильную биографию о пути «из грязи в князи».
Ну и, понятное дело, добрая часть успеха фильма – заслуга Адама Драйвера. В свои сорок лет (даже с десятком лишних килограммов и нанесёнными специалистами по гриму сединой и морщинами) он, конечно, не похож на шестидесятилетнего изобретателя, но это нивелируется за счёт убедительной игры Драйвера, который здесь выдаёт самый сильный актёрский перформанс в своей карьере, наверное, со времён его роли в «Брачной истории».
«Феррари» имеет все шансы понравиться и тем, кто любит спортивные драмы про гонки, и тем, кто хочет побольше узнать о тщательно скрываемой от прессы личной жизни бизнесмена, и тем, кому уже набили оскомину однотипные шаблоны в байопиках.