Новая этическая политика столицы
Скажи мне, как ты относишься к памятнику истории – я скажу тебе, кто ты. Так, перефразируя известную поговорку, можно определить уровень культуры и цивилизованности не только отдельного человека, но и общества, власти в целом.
На протяжении многих десятилетий ХХ века к большей части доставшегося нам от предков богатейшего культурного наследия власти относились как к ненужному хламу веков: и сломать было жалко, и на восстановление денег не выделялось. Пренебрежение к памятникам продолжалось и в лихие 90-е годы. Люди, ставшие тогда арендаторами и владельцами исторических объектов, порой не только не располагали охранными обязательствами и не исполняли их, но даже не подозревали о том, что они вообще должны у них быть. Сложилась ситуация, когда держатели памятников и некоторые девелоперы в Москве оказались совершенно неподконтрольными кому бы то ни было.
Преодоление кризиса, успехи, достигнутые в экономическом развитии города, позволили столичным властям вплотную заняться решением крайне важной проблемы сохранения и восстановления исторических памятников. У руководства города и московских строителей есть основания гордиться проделанной в последние годы работой. Становясь всё более современным мегаполисом, Москва благодаря их усилиям не только не теряет своё уникальное историческое лицо, но и возвращает нашей древней столице многие, казалось бы, навсегда утраченные черты.
С каждым годом в столице становится всё больше и больше памятников, которые не стыдно показать публике. Этим по праву гордится Москомнаследие, в ведении которого находятся ныне все памятники городского уровня. Два с лишним года назад в комитете сменилось руководство. Новому председателю Москомнаследия Валерию Шевчуку пришлось исправлять упущения и ошибки, допущенные поколениями предыдущих чиновников. И в первую очередь комитет стал добиваться перемен в отношении к своему имуществу арендаторов и владельцев ценных столичных зданий. Специалисты регулярно проверяют, в каком состоянии находятся объекты, не ведутся ли несанкционированные и опасные для зданий работы. Менее чем за полтора года проведено более тысячи проверок. По их итогам инспекторы Москомнаследия выписали сотни предписаний на устранение нарушений, выдали большое число уведомлений на оплату многомиллионных штрафов.
В. Шевчук называет жёсткие меры необходимостью. Иначе чем «наказывая рублём», коммерсантов невозможно приучить к мысли, что занимаемый ими памятник – не просто недвижимость, которой они вольны распоряжаться как угодно. Памятник – это в первую очередь ответственность: перед городом, перед потомками и историей, наконец. Поэтому любой, кто хочет взять в аренду или выкупить в собственность памятник архитектуры, должен трезво оценить свои силы, предупреждает глава Москомнаследия. Памятник требует не только расходов за право пользоваться им – в него постоянно нужно вкладывать деньги, чтобы содержать надлежащим образом. К тому же надо быть готовым согласовывать с экспертами любую мелочь, любую деталь – от спутниковой антенны на крыше до коврового покрытия на полу, не говоря уже о перепланировке или земляных работах. Взамен добросовестный пользователь получает не только офис в престижном и красивом здании, но и превращается в защитника и хранителя старины. А это под силу не каждому.
До недавнего времени российское законодательство слишком мягко относилось к тем, кто наносил ущерб историческим памятникам. Принятый недавно Московский городской административный кодекс даёт эффективный инструмент для борьбы с нарушителями. В частности, в кодексе прописана новая форма типового договора с пользователями памятников наследия. Согласно ей, за нарушения правил Москомнаследие может в одностороннем порядке расторгнуть договор, лишить права пользования памятником. Увеличены штрафы за нарушение, причём весьма значительно.
Чтобы защитить памятники, властям приходится принимать весьма жёсткие меры. Москомнаследием, например, были запрещены всякие работы на территории ансамбля на Никольской улице. В нарушение этого запрета компания «Старград» начала там строительные работы. Проверки выявили почти два десятка нарушений. Чтобы положить конец этому произволу, мэр Москвы принял решение о расторжении инвестиционного контракта с компанией-нарушителем. Все материалы по её деятельности направлены в прокуратуру. По факту грубого попрания законодательства в отношении объекта культурного наследия в части ведения земляных и строительных работ возбуждено уголовное дело. «Хотел бы предупредить всех «коммерсантов», которые в погоне за прибылью готовы пустить на слом любые памятники архитектуры, – они будут наказываться, и наказываться жёстко», – заявил в этой связи В. Шевчук.
О том, что это не пустые слова, свидетельствуют события самого последнего времени. Москомнаследие обратилось в суд с иском об изъятии у собственника А.И. Зарицкой памятника культуры XVIII – начала XX века. Это городская усадьба Колесникова – Саргиных-Шапатиной на Таганской площади, дом 88, строение 1. «За три года от него мало что осталось – классический особняк в стиле ампир стал напоминать гаражно-складское помещение» – так охарактеризовал в суде сложившуюся ситуацию представитель Москомнаследия. Таганский райсуд вынес решение: изъять у собственника усадьбу. За недопустимое обращение с памятником архитектуры на бывшего владельца наложен штраф и обязательство финансировать реконструкцию покалеченного памятника. На сегодняшний день такое решение суда – прецедент для Москвы. Но активная и во многом бескомпромиссная позиция председателя Москомнаследия В. Шевчука даёт основания полагать, что в ближайшее время достоянием общественности станут и другие шаги, направленные в защиту памятников архитектуры. Безалаберному и безответственному отношению к ценнейшему наследию прошлого должен быть и будет положен конец.
Однако ужесточение наказаний – вовсе не самоцель. Выстраивая чёткие правила пользования памятниками и налаживая цивилизованные отношения с пользователями, власти переходят к следующему этапу – передаче ряда памятников в частные руки. Эта практика широко распространена в развитых странах. Другого способа сохранить и поддерживать в подобающем состоянии историческое наследие пока просто не придумано. Между тем в одной только Москве почти 6500 памятников федерального и регионального значения, 20 000 объектов исторической застройки. К тому же выявление и принятие под охрану всё новых и новых памятников – процесс постоянный. Только в 2007 году в качестве выявленных объектов культурного наследия под государственную охрану в Москве принято более 300 объектов и более 200 получили статус памятников регионального значения.
У городских чиновников нет оснований особенно торопиться с передачей наследия в частные руки. Пока нет ни законов, прописывающих эту процедуру, ни методов оценки памятников. Но самое главное – необходимо изменить менталитет частных собственников, их отношение к памятникам. У них должно появиться понимание, что «собственность» – вообще не лучшее определение для исторических зданий. Собственнику, скорее, доверяют беречь памятник, заботиться о нём на протяжении многих лет. Будущих владельцев памятников вообще правильнее называть «хранителями». Поэтому, не раз заявлял В. Шевчук, процесс передачи памятников «частникам» будет небыстрым и коснётся, разумеется, далеко не всех исторических объектов.
Как бы ни развивалась приватизация памятников, роль города в этой сфере сокращаться не будет. Москва по-прежнему берёт на себя обязательства по реставрации, восстановлению как отдельных объектов, так и целых ансамблей и скрупулёзно выполняет их. На сегодняшний день город ведёт реставрацию сразу нескольких сотен объектов. Недавно завершилось восстановление гостиницы «Ленинградская». Воссоздаётся облик Марфо-Мариинской обители, реставрируются Петровский путевой дворец, Музей Тропинина, Рогожская слобода, Лефортово и многое другое. Город был и при любом развитии событий останется главным хранителем московского наследия.
Помимо масштабных реставрационных и реконструкционных работ Москомнаследие на законодательном уровне и на практике добивается воплощения в жизнь многократно озвученной позиции руководителей города по сохранению культурного наследия столицы. Разработана концепция освобождения памятников от наружной рекламы. Подготовлен проект закона о наследии Москвы, на уровне закона готовится детальное разграничение понятий охранных зон, а также зон, пригодных и непригодных для строительства рядом с памятниками. Комитет с рекордной быстротой отреагировал на беспокойство москвичей по поводу переноса Соловецкого камня. Отныне этому месту присвоен статус достопримечательного, и теперь никому не придётся беспокоиться о сохранности памятника жертвам политических репрессий. Такой же статус предполагается придать Хитровке, одновременно установив там памятник В. Гиляровскому, запечатлевшему историю этого во всех отношениях неповторимого московского района. Принципиальная позиция занята Москомнаследием по восстановлению Хамовнических казарм. Продолжается и кропотливая работа большого числа экспертов, разрабатывающих единый реестр всех московских памятников.
Таков далеко не полный перечень каждодневных усилий руководителей и рядовых сотрудников Москомнаследия по защите объектов прошлого в российской столице. Можно без преувеличения сказать, что из этих усилий складывается картина настоящего НЭПа – новой этической политики города в сфере охраны и реконструкции памятников истории и культуры Москвы.