1 июня – 85 лет со дня рождения Бориса Андреевича Можаева (1923–1996), прозаика, публициста, начавшего писать статьи, рецензии, стихи и рассказы в период службы военным инженером на Дальнем Востоке. Уволившись из армии, стал журналистом, затем – профессиональным писателем. Его повесть «Из жизни Фёдора Кузькина» (1966), опубликованная Твардовским в журнале «Новый мир», была подвергнута нападкам, и её книжная публикация под новым названием «Живой» состоялась спустя несколько лет в сборнике «Лесная дорога» (1973). В романе «Мужики и бабы» (1976) поведал о судьбах крестьянства в начале двадцатых годов прошлого века.
5 июня – 110 лет со дня рождения Федерико Гарсия Лорки (1898–1936), испанского поэта и драматурга, начинавшего творческий путь с прозы, издавшего сборник путевых заметок «Впечатления и пейзажи», а затем написавшего пьесу «Колдовство бабочки», которая шумно провалилась. Его первую «Книгу стихов» (1921) предваряло авторское вступление «Несколько слов в оправдание»: «При всём несовершенстве этой книги, ей нельзя отказать (и я готов поручиться) по крайней мере в одном достоинстве: это живая память моего пылкого детства». Но раньше прозы и поэзии в жизнь Лорки вошла музыка: музыкант и композитор, он сочинял музыку для своих пьес, записывал романсы, обрабатывал песни, сам хорошо пел, приверженный андалузской песенной культуре – канте хондо. Поистине неповторимый голос поэта звучит в книгах «Поэма о канте хондо», «Песни», «Цыганское романсеро», герои которых с другой судьбой переходят в пьесы «Кровавая свадьба», «Йерма». Был расстрелян фашистами.
7 июня – 160 лет со дня смерти Виссариона Григорьевича Белинского (1811–1848), литературного критика, публициста, философа, в ежегодных обзорах литературы, в статьях о Пушкине, Лермонтове, Гоголе и других писателях раскрывшего их национальную самобытность, внёсшего значительный вклад в развитие русской общественной мысли и художественной литературы и давшего анализ путей её развития.
15 июня – 95 лет со дня рождения Бориса Александровича Ручьёва (Кривощёкова) (1913–1973), поэта, в юности работавшего на строительстве Магнитогорска и сотрудничавшего в комсомольских газетах. Первый сборник его стихов «Вторая Родина» (1933) высоко оценила критика, о нём и авторе тепло отозвались поэты Э. Багрицкий, В. Луговской, А. Сурков. Был одним из самых молодых делегатов 1-го Всесоюзного съезда советских писателей. Незаконно репрессирован, много лет провёл в лагерях и ссылках. После освобождения и реабилитации жил в Магнитогорске, продолжал заниматься поэтическим творчеством, опубликовал книги стихов «Лирика», «Магнит-гора», сборник «Поэмы. 1933–1962».
16 июня – 140 лет со дня рождения Петра Петровича Перцова (1868–1947), критика, публициста, искусствоведа, поэта, книгоиздателя, состоявшего в переписке с Д. Мережковским, З. Гиппиус, В. Брюсовым, В. Розановым. Хлопоча о приёме его в Союз советских писателей, художник Михаил Нестеров писал прозаику Владимиру Лидину: «П.П. Перцов – старый литератор (сейчас больной, сильно нуждающийся), автор превосходных работ по искусству. Его «Венеция» вышла в двух изданиях, «Гос. Третьяковская галерея», «Музей Западной живописи», а также живо, художественно переданные «Литературные воспоминания» говорят сами за себя. Он как критик работает с мастерством большого художника, как поэта его любил покойный Фет».
19 июня – 385 лет со дня рождения Блеза Паскаля (1623–1662), французского мыслителя, математика, писателя и религиозного философа, которого по многогранности таланта сравнивали с Гёте. Он, в частности, установил основной закон гидростатики, сыграл значительную роль в формировании французской классической прозы. В «Мыслях», изданных после смерти автора, изложено представление о трагичности и хрупкости человека, находящегося на грани «бездны бесконечности и бездны небытия»: «Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить... достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек всё равно возвышеннее, чем она, ибо сознаёт, что расстаётся с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознаёт». Шедевром сатирической прозы являются его «Письма к провинциалу». Высокую оценку творчеству Паскаля давали Ломоносов, Пушкин, Белинский Герцен, Тютчев, Достоевский, Лев Толстой...
21 июня – 125 лет со дня рождения Фёдора Васильевича Гладкова (1883–1958), прозаика, публициста, отразившего в главном своём произведении – романе «Цемент» – тему восстановления промышленности после Гражданской войны. Роман «Энергия» посвящён строительству Днепрогэса. В 1944–1947 годах возглавлял Литературный институт им. М. Горького, вёл там семинар по прозе. Автор биографической трилогии «Повесть о детстве», «Вольница», «Лихая година», две первые книги которой были отмечены Сталинскими премиями (1950, 1951).
26 июня – 125 лет со дня рождения Мстислава Александровича Цявловского (1883–1947), литературоведа, доктора филологических наук, исследователя жизни и творчества А.С. Пушкина, редактора и комментатора многих собраний сочинений поэта, в том числе академического издания (1937–1959).
В этот же день 120 лет назад родился Николай Огнёв (Огнев) (наст. имя, отчество и фамилия Михаил Григорьевич Розанов) (1888–1938), прозаик, с раннего детства писавший стихи и рассказы, много лет проработавший педагогом, написавший немало пьес для Московского детского театра, руководимого Наталией Сац, которые ставились и в других городах. Успехом у читателей пользовалась его повесть «Дневник Кости Рябцева», опубликованная в 1927 году. «Дневник Кости Рябцева», – писал критик А. Воронский, – доставил Огневу широкую известность, которую он, собственно говоря, заслужил гораздо раньше своими интересными, глубоко содержательными и написанными всегда с большим нервным подъёмом рассказами». Продолжением «Дневника...» стали повесть «Исход Никпетожа», печатавшаяся также под названием «Костя Рябцев в вузе», и роман «Три измерения», которые в художественном отношении оказались малоудачными.
29 июня 80 лет назад родился Владимир Николаевич Корнилов (1928–2002), поэт, прозаик, критик, поэтический дебют которого состоялся в 1953 году в «Литературной газете». Стихи его, по мнению слависта В. Казака, «можно сравнить с письмами к самому себе». Известность пришла к нему после публикации поэмы «Шофёр» в сборнике «Тарусские страницы». Первый сборник «Пристань» (1964) получил высокую оценку критиков. Повесть «Девочки и дамочки», принятую к печати редакцией журнала «Новый мир», запретила цензура. За участие в диссидентском движении был исключён из Союза писателей, печатался на Западе и к отечественному читателю вернулся в годы перестройки, когда увидели свет книги прозы и критики, несколько поэтических сборников, в том числе «Избранное».
Ведущий рубрики