«Папины дочки» и демографическая революция
О памятной кинокартине «Кубанские казаки» либерально настроенные граждане отзываются как о «сталинском камуфляже», «лживом фильме о мнимом достатке, когда люди голодали». Либерально настроенным гражданам простительно ошибаться. Они сами по себе ошибка природы: похоже, либералы появляются на свет с отличительными признаками не мальчика и не девочки, а общечеловека с полосоциальной дисфункцией. Этих особей изводит их неопределённость, мешая понять очевидное: «Кубанские казаки» – не документальная проза, а экранизация мечты о зажиточном будущем. Та же причина мешает этим критикам судить о проблемах отцов и детей, показанных в отечественных телесериалах.
По сравнению с эпической аллегорией «Кубанских казаков» телекомедия «Папины дочки» (канал СТС) куда скромнее по бюджету, метражу драпировочной ткани, количеству персонажей в кадре и продуктовому набору на столе. Но идея этой трогательной и симпатичной семейной комедии куда масштабнее и злободневнее сказки о богатых казаках.
Где вы, либеральные критики? Почему никто из вас до сих пор не узрел в «Папиных дочках» элемент зловещего плана «путинской пропаганды» по насильственной «демографизации» России через демонстрацию преимуществ жизни многодетной семьи в малогабаритной квартире? Идея «Папиных дочек» принадлежит авторам, создавшим уморительную и почти не пошлую «Ускоренную помощь», а также скетч-шоу «6 кадров» – пример того, что с телеэкрана можно изрядно пошутить и при этом не произнести ни разу слово «ж…».
Демографическая ситуация в России далека от революционной. Все политические партии, как одна, горой стоят за «ускоренное воспроизводство российского народа». Кое-какие подвижки есть, но этого мало. По мнению некоторых социологов, материнский капитал вопрос не решает, а только увеличивает дисбаланс в численности населения между исконно русскими территориями и прочими. Владимир Жириновский предлагает отобрать материнский капитал у районов, где «рождаемость традиционно высока». Понятно, что к словам Владимира Вольфовича надо относиться как к грибам, которые с виду съедобны, но в справочниках не описаны. Но почему тут же начинается возмущённый рёв противников самой идеи демографической революции?
Сюжет «Папиных дочек» прост: у психолога Сергея Васнецова (талантливый актёр «Ленкома» Андрей Леонов, сын великого Евгения Леонова) – большие проблемы. Жена героя сбежала с хоккеистом, оставив мужу пять дочерей. Но такое обилие детей кажется невероятным для городской русской семьи в нынешние времена. Ссылки на нереальность ситуации не срабатывают. А почему бы и нет? В наше время случается и не такое. Многодетный сюжет позаимствован из множества французских и итальянских комедий на ту же тему – про многодетных брошенных отцов.
«Папины дочки» – не первый сериал «с детьми». Но все прочие не выдерживают сравнения с ним. «Люба, дети и завод» угнетает американскими ситуациями в русских интерьерах. «Моя прекрасная няня» отличается на редкость неприятными детьми и ближнезарубежной героиней. «Дружная семейка» изначально была прописана зрителям как желудочное средство для смеха без причины.
«Папины дочки» предложили нам задуматься над таким огромным количеством проблем, что удивляешься: как такую тяжелую идейную нагрузку выдерживают хрупкие плечи пяти девчонок и их папы-колобка? Рекламный анонс сериала сообщает: «Рекомендуется смотреть тем, у кого есть дети или чувство юмора, а возможно, и то и другое». Надо бы внести поправку: обязателен к просмотру всеми, кто может, но медлит... Имеется в виду рождение детей.
Нам убедительно показывают в «Папиных дочках»: много детей – это совсем не плохо, а даже «прикольно». Зачать и родить – дело не хитрое, но волнующее и увлекательное. А удовольствие можно получать не только в процессе зачатия, но и много лет спустя – каждый день общаясь с семьёй. И даже группа «Uma2rman» для сериала как-то иначе спела всё ту же песню, что поёт не первый год, но с новыми словами – очень симпатичными и даже про детей.
Не всё в сериале гладко, как кажется на первый взгляд. Реакция дочерей на бегство родной мамы удивительно спокойная, словно мать их не бросила, а отправилась в магазин. Впрочем, такие психологические неувязки можно списать за счёт специфики сериального жанра, когда требуется торопливо рассказать о многом.
Зато комедийный жанр для этого «многодетного» сериала оказался самым выигрышным. Принцип «Кубанских казаков» отлично сработал и на этот раз. Папа для дочек – как большая игрушка. Дочки с папой играют в семью. При этом дети воспитывают папу, папа – дочек. У каждой из них свой образ, свои детские и подростковые заботы. Проблемы этих маленьких женщин наталкиваются на проблемы взрослых, что их окружают. Но при этом каждая девчонка пытается ужиться со всеми остальными. И это – укор нам, взрослым, зачастую плодящим конфликты на пустом месте.