Ребёнок без отца – словно дом без крыши
Наша главная молитва начинается словами «Отче наш». Слово «отец» многозначно, но главным его смыслом являются могущество и сила, знание и авторитет, наставничество и любовь. Однако фигура отца в культуре нашей страны связана с любопытным парадоксом. С одной стороны, исторические и культурные традиции образуют некий институт отцовства, причём его значимость неоспорима именно для России. Например, феномен «отчества», «отчизны» как неотъемлемой части имени человека прижился только у нас, в то время как в европейских странах ничего подобного нет. Чтобы подчеркнуть значимость крупного деятеля в какой-либо сфере науки, искусства и т. д., мы иногда используем слова «отец», «отец-основатель» и пр. Выражения «отец семейства», «глава семьи» также довольно распространены. Высокий статус отца семейства отражается и на тех сферах жизни, которые, казалось бы, далеко отстоят от проблем семьи: общественное сознание устроено таким образом, что, не имея семьи и детей, мужчина вряд ли сможет сделать карьеру в качестве политического или общественного деятеля, занять то социальное положение, которое предполагает предельно высокую меру ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения. То есть быть хорошим отцом, мужем и прекрасным семьянином – вот что является базовым критерием, соответствие которому часто позволяет нам сформировать своё отношение к человеку.
Безусловно, быть папой – престижно и почётно. Однако, с другой стороны, в России в среднем на два заключаемых брака приходится один развод. За последние 10 лет в стране число детей-сирот увеличилось вдвое и превысило 700 тысяч, а более 30% детей живёт в неполных семьях. Насилие и криминал, наркотики и алкоголь, нежелательные беременности, суицид и психические расстройства – всё перечисленное находится в большей связи с безотцовщиной, чем с каким-либо иным фактором. И вот московские власти впервые попытались обозначить проблему ответственного отцовства весьма любопытным способом.
Комиссия по культуре и массовым коммуникациям МГД рассмотрела и одобрила проведение в Москве городского праздника «Папин день». У праздника два «отца-основателя» – председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям МГД Евгений ГЕРАСИМОВ и руководитель Департамента социальной защиты населения г. Москвы Владимир ПЕТРОСЯН.
– Почему вы обратились к этой теме? – интересуюсь у Евгения Герасимова.
– Я не так давно прочитал исследование: дети Гонконга общаются со своими отцами 6 минут в день, бельгийские ребята полчаса, американские – 42 минуты. Чуть больше времени, чем американцы (48 минут), проводят со своими отцами финские дети, а абсолютными чемпионами в этом состязании являются китайские папы, которые уделяют своим чадам аж 55 минут в день. В среднем получается, что мужчины в мире тратят на своих детей менее часа в день… А наши, как сказали социологи, общаются с детьми разве что по выходным.
Проблема ответственного отцовства сегодня стоит очень остро. К сожалению, в нашей стране отец всё чаще рассматривается либо в роли «денежного мешка», либо, при отсутствии денег, в роли ненужного прилипалы. Быть настоящим отцом-воспитателем детей – не престижно, вести хозяйство – недостойно, взять под опеку чужого ребёнка готовы единицы. В так называемых «дамских» журналах и телепередачах папам отводится роль в лучшем случае помощника, в худшем – толстокожего самца, озабоченного не наладившейся интимной жизнью после родов.
Мой близкий приятель, оставшись ненадолго с двумя маленькими дочерьми, с возмущением рассказывал, что в аэропорту его не пустили с маленьким ребёнком в «Комнату матери и ребёнка».
Вот мы и решили начать с малого – устроить праздник «Папин день». Хотя у праздника нашлось много противников, говорили, что это полумера, что в Москве и так полно праздников.
Во-первых, это не обычный праздник, концерт – это интерактив, обучающий отцов многим играм и возможностям занять детей, это и спорт, и ремёсла, и даже соревнования по пеленанию.
Во-вторых, полемика вокруг этого праздника (публикации в СМИ, теледебаты) заставила задуматься над проблемой ответственного отцовства. Мы долго спорили с Владимиром Соловьёвым, кто прав, кто виноват, а в результате миллионы мужчин, смотревшие передачу, озадачились. Уже хорошо!
В-третьих, звонки от одиноких отцов и общественных организаций, положительные отклики Государственной думы и субъектов федерации подтверждают, что дело верное.
На заседании комиссии мы решили, что впоследствии нужно будет определить дату и сделать «Папин день» законным городским праздником. И всё, что я делаю, делаю для детей, потому что это будущее нашей страны, а следовательно, и моё…»
– А что дальше, просто праздник и всё? – спрашиваю у Владимира Петросяна.
– Это только первый шаг. Но смею вас заверить от имени правительства столицы, что наша политика, направленная на социальную поддержку семей, будет продолжена. От нас, от общественности, требуется, чтобы мы вместе в морально-психологическом и в социальном плане поднимали авторитет отцовства, понимание, насколько это важно для воспитания детей, укрепления семьи. Учреждениям образования стоит задуматься, как воспитать чувство отцовства со школьной скамьи и продолжить это в студенческие годы, может, какие-то специальные дисциплины вводить. Правительство должно поставить перед собой задачу: помочь мужчине состояться как главе семьи. То есть муж должен иметь возможность получить хорошее образование, интересующую его профессию, естественно, после этого он должен иметь работу с достойной оплатой для того, чтобы содержать семью, детей. Я думаю, что это – наша главная задача».
Итак, 31 мая на Поклонной горе состоялся действительно хороший, тёплый и умный праздник. Пап с детьми ждали соревнования по четырём основным видам деятельности: спорт, творчество, мастерство и игры. Всего более 20 интерактивных площадок. Папы соревновались, получали очки. Определились «Лучшие папы – 2008». У мальчиков и девочек горели глаза, они переживали, а папы старались как могли: и пеленали, и ковали, и рисовали, и водили машинки – словом, доказали мамам и детям, что наши папы ещё ого-го!
Конечно, это первый шаг, но ведь надо с чего-то начинать. И лучше – именно с праздника, а не со скучного круглого стола. И мужчины наши – самые лучшие в мире, самые добрые и самые смелые, просто мы почему-то об этом забыли.
Из детства я отчётливо помню, как каждый вечер мы с сестрой бежали по аллее вдоль Ленинского проспекта встречать папу с работы. «А зачем?» – спрашиваю я сегодня маму. А потому что ужинать без папы не садились. И почему это именно так, никто не спрашивал, просто так было, и так должно быть.
Материал подготовила