Карамзин, Гаршин, Батюшков, Гоголь, Ершов, Салтыков-Щедрин, Чехов и другие мастера русской литературы предстают перед читателем в серии книг «Новая библиотека русской классики – обязательный экземпляр». Эта многотомная библиотека – масштабный проект сразу нескольких организаций. Здесь и издательский дом «Парад», и Международный союз книголюбов, и Академия российской словесности, и Фонд первого президента России Б.Н. Ельцина. Об особенностях «Новой библиотеки» рассказывает главный редактор ИД «Парад» Владимир МИЛЮКОВ.
– Владимир Викторович, скажите, как возникла «Новая библиотека»?
– Идея создания библиотеки произведений, без знания которых не может обойтись ни один культурный человек, появилась у меня давно, ещё в студенческие годы. Мы с товарищами часто и бурно обсуждали проблемы классической и современной литературы. Во время одного из этих обсуждений мы и надумали в будущем общими усилиями создать подобную библиотеку. Романтическое было время… Сейчас многих из тех моих прежних друзей уже нет в живых. Ушёл из жизни и Виталий Прохорович Зверев, с которым я познакомился уже в зрелые годы. Он-то и оказался истинным движителем проекта. Профессор филологии, в лучшем смысле этого слова русский профессор, Виталий отличался не только глубочайшим знанием отечественной культуры, но и – вот редкость так редкость! – потрясающей организованностью. Не в последнюю очередь благодаря этому его качеству тома библиотеки выходят в свет и сегодня.
Для чего и для кого выходят? В первую очередь, конечно, для библиотек, для студентов-филологов. Однако хотелось бы, чтобы читательская аудитория не ограничивалась одними словесниками и наши книги стояли бы на книжных полках в каждой цивилизованной семье.
– Что, по-вашему, мешает?
– С горечью отмечаю, что население России стремительно сокращается. Ежегодно чуть ли не на полтора миллиона. Однако у этого процесса есть и другая сторона. Я бы сказал, мистическая. Именно в таких размерах у нас вымываются и книжные фонды классической литературы из библиотек. Ветшают, списываются, а новых поступлений нет. Да и откуда? Издавать классику, с одной стороны, почётно, с другой – невыгодно. К тому же одна из основных задач большинства издательств – отражение современного литературного процесса. Читателей больше интересует творчество ныне живущих авторов. Несомненно, издание современных книг – дело благородное и необходимое, но нельзя забывать и о фундаменте, о том, на чём, собственно, строится, откуда берёт истоки литература, то есть о классике. Вот мы из этого и исходили. Мы составили список из более чем ста авторов, чьи произведения входят в сокровищницу русской литературы. Главным образом это писатели XIX века, дальше мы планируем перейти к XX столетию. На временных границах мы не зацикливаемся. Например, сейчас готовится к выходу том шедевров древнерусской литературы. Это с одной стороны. С другой – намечается выпуск ныне живущих классиков. Идёт подготовка к выпуску тома Фёдора Абрамова, к сожалению, в кругах современной молодёжи малоизвестного.
– Как осуществляется отбор авторов и произведений?
– Для этого создан огромный редакционный совет. Возглавляет его Николай Николаевич Скатов, в прошлом директор Пушкинского Дома, один из авторитетнейших знатоков русской литературы. В совет входят преподаватели педагогических университетов как из столицы, так и из регионов. В создании «Новой библиотеки» участвуют специалисты из Петербурга, Москвы, Новгорода, Казани, Саратова и других городов. Думаю, мало кто знает о Лермонтове больше, чем доктор филологических наук Иван Щеблыкин из Пензы. Одним словом, мы попытались привлечь лучших литературоведов страны. Перед нами встал пресловутый денежный вопрос. Куда мы только не обращались в поисках материальной поддержки этой серии книг! И здесь нас выручил Фонд первого президента страны Б.Н. Ельцина. Дело сдвинулось. Изданные книги пошли в библиотеки. Как минимум три раза в неделю мы развозим их в Оренбургскую, Ярославскую, Московскую, Нижегородскую, Тульскую области.
Занимается изданием несколько организаций. Издательский дом «Парад» осуществляет редакторскую, научную работу. Распространяют серию две крупнейшие организации: Союз книголюбов и Общество «Знание» России. Организации не коммерческие, и, честно говоря, никакой выгоды мы не получаем. Это благотворительная акция.
– Недавно вы выпустили трёхтомник Гоголя. Это издание отличается от предыдущих?
– Да, разумеется. Мы издали три тома произведений Гоголя. И это не просто переиздание. Заново выверены тексты, часть из которых сверена с оригиналами. Новые комментарии написаны председателем Гоголевской комиссии Российской академии наук Владимиром Воропаевым. Вышла «Духовная проза» Николая Васильевича, которая в советские времена вовсе не печаталась. Неслучайно трёхтомник называется «История моей души». Здесь Гоголь-сатирик, Гоголь-философ и Гоголь-психолог, ещё и Гоголь – летописец собственной души.
– Русская классика часто преподносит сюрпризы, неожиданные открытия?
– Мы начали «библиотеку» с «Конька-Горбунка» Ершова. Выясняется, что, после того как Пётр Павлович написал эту бессмертную сказку, она прошла цензуру: светскую, церковную. Одна жёстче другой. Мы провели громадную текстологическую работу. Теперь этот текст можно назвать каноническим, это именно то, что написал Пётр Павлович, без купюр. Многие считают, что Ершов – это автор преимущественно одного произведения. Какое там! Окончив «Конька-Горбунка», Ершов принялся за повесть о… Сталине. Да, именно так! У Петра Павловича в «Панином бугре», входящем в цикл «Осенние вечера» (к слову, целиком весь цикл, созданный в 1850 году, впервые печатается в нашем издании), действует такой молодой человек пылкого чувства – Сталин. И где, спросите вы, происходит действие? В Тобольске. Почти там, где полвека спустя будет отбывать ссылку реальный Иосиф Виссарионович. По-моему, такое может случиться только в России и только в русской литературе. В нашем издании Ершов представлен и как драматург, и как поэт, и как прозаик. То есть прочитавший эту книгу может получить полное представление о творчестве писателя.
– Не кажется ли вам, что современное общество слишком отдалено от классической литературы и от литературы вообще, чтобы оценить всю весомость и грандиозность проекта?
– Именно. Слишком отдалено. И поэтому основная цель «Новой библиотеки» – это приобщение современного человека к классике. Вступительные статьи, приведённые в книгах, – это осмысление русской классической литературы через призму современности, ответ на запросы нового тысячелетия, с его духовной и нравственной культурой. Мы хотим, чтобы библиотека была полезна и интересна каждому, хотим дать представление о каждом писателе, о его творческой индивидуальности. Классика – наше наследие. О ней нельзя забывать…
Беседу вёл
Страницу подготовила