Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Парад сценических подразделений

01 января 2007

ФЕСТИВАЛЬ

Сто шестьдесят первый в расчёте. Правофланговый в строю

Сцена из спектакля «Чморик» В. Жеребцова. Драматический театр Тихоокеанского флотаПервый фестиваль драматических театров Вооружённых сил Российской Федерации «Звёздная маска», прошедший на сцене Центрального академического театра Российской армии, не только напомнил, что кроме этого, центрального, в России есть ещё пять военных театров, но и заставил задуматься, какими им быть. Театр ведомственный, выражающий сиюминутные потребности ведомства, – это изначально бессмысленно, ибо решительно противоречит интересам искусства, творчества. Но и звание военного театра обязывает. В конце концов долг, честь, патриотизм, воинская слава России – это традиция нашей сцены, забывать о которой недостойно, нельзя.
Центральный театр Российской армии вот уже более десяти лет возглавляет Борис Морозов. До этого главные режиссёры менялись довольно часто, работали с разной степенью успеха, но, думается, именно Морозов ближе других подошёл к оптимальной модели военного театра, продолжая и развивая традиции великого Алексея Попова. Жизнь военная и жизнь гражданская – они ведь неразделимы, взаимозависимы, окликают друг друга и в годы мирные, и в годы трагических испытаний. Морозов – один из немногих режиссёров, которого интересуют спектакли большого стиля, он и к огромной сцене ЦАТРА не приспосабливается, а раскрывает её возможности, делая своей союзницей. Отсюда – спектакли долгого дыхания и крупных идей – классика, конечно же: Шекспир, Островский, Горький. И Толстой – спектакль «Севастопольский марш» по «Севастопольским рассказам», прямой и органичный выход на военную тему. «Давным-давно» Александра Гладкова – прекрасная легенда нашего театра, да и кинематографа тоже. В театре шли на риск: ведь взаимоотношения с легендой – дело непростое. Здесь, на этой же сцене, в спектакле Алексея Попова Кутузова играл великолепный Александр Хохлов, а в фильме Эльдара Рязанова – и вовсе Игорь Ильинский. И легенда не стала тормозом, напротив, помогла, одухотворила. И вновь пленила замечательная музыка Тихона Хренникова, а в сцене Кутузова – Владимира Зельдина и Шуры Азаровой – Татьяны Морозовой зрительный зал неизменно взрывается долгими аплодисментами. С этим спектаклем театр и участвовал в фестивале. И уж если есть в труппе Владимир Зельдин и хочет – а главное, в силах! – сыграть Дон Кихота, значит – «Человек из Ламанчи», и новый для театра режиссёр Юлий Гусман, с которым у Зельдина возникло полное взаимопонимание – и снова верное попадание…
Итак, модель военного театра. Драматический театр Балтийского флота имени Всеволода Вишневского ставит раннюю пьесу Артура Миллера «Все мои сыновья». Что же такое нам сегодня близкое, нужное нашёл режиссёр Юрий Николаев в истории американской семьи послевоенных лет? А то, что и в ту пору, и после переживали и Америка, и Россия, что мучительно долго отзывается и в жизни общества, и в жизни каждого отдельного человека. Люди, познавшие великую силу фронтового братства, товарищества, возвращаются в мирную жизнь, где понятия эти вдруг оказываются неудобными, лишними. Где предательство не считается смертным грехом и где люди приспосабливаются жить по законам полуправды, полуморали. Гражданский театр? Безусловно. Военный? Конечно, да. Границы, разграничительной черты нету.
А в спектакле «Последний герой» Драматического театра Дальневосточного военного округа – пьеса Александра Марданя, режиссёр Борис Светличный – всё совсем уж наше, сегодняшнее. Как удачливые проходимцы, орудующие на рынке жилья, и не только на нём, пытаются превратить людей, у которых карманы не набиты валютой, в пешек, в предмет купли-продажи, причём по дешёвке. И как среди этих потенциальных пешек находятся такие, которые готовы сопротивляться, причём до конца. Последнего героя, человека, который не хочет быть пешкой, сыграл артист В. Тютюнник, сыграл с непринуждённым юмором и высоким драматизмом. Сказать, что в армии проблемы жилья стоят не менее остро и потому спектакль на военной сцене уместен, было бы, конечно, большим упрощением. Но противостояние чести и бесчестия, совести и бессовестности – это, конечно, наше, сегодняшнее, всеобщее.
В спектакле «Чморик» – пьеса Владимира Жеребцова, режиссёр Станислав Мальцев, Драматический театр Тихоокеанского флота, – современная армия, часть, удалённая от цивилизации, неуставные отношения. Иногда страшно неуставные – такие, о которых мы регулярно читаем в газетах. И опять-таки противостояние тех, для кого человеческое достоинство – понятие, ни от каких обстоятельств не зависящее, и тех, для кого сытое выживание превыше всего, а всё прочее – гори синим пламенем. Здесь и военная форма, и армия, а не в армии что, иначе? По режиссёрскому, актёрскому уровню спектакль «Чморик» я бы рекомендовал на любой фестиваль, самый известный.
Ещё была «Стоянка в Нагасаки» – трогательная мелодраматическая история любви русского флотского офицера и японки, случившаяся сто с лишним лет назад – пьеса Аллы Новиковой по роману Валентина Пикуля «Три возраста Окини-сан», режиссёр Дмитрий Рымарев, Драматический театр имени Бориса Лавренёва Черноморского флота РФ. Казалось бы, несложным жанром мелодрамы сегодня владеют немногие, но здесь спектакль сыгран так, что вспомнилось: это один из любимейших зрительских жанров. И была «Корсиканка» Иржи Губача – режиссёр Юзеф Фекета, Драматический театр Северного флота. (Этот спектакль мне, к сожалению, посмотреть не удалось.)
Работы очень разные, а общая картина вырисовывается. Мы с коллегами в перерывах между спектаклями подсчитывали, сколько в России театральных фестивалей. Получалось примерно 160. Трудно, конечно, стать 161-м. Однако «Звёздная маска» нашла своё место, свою нишу, и другие 160 фестивалей станут ей не конкурентами, а добрыми товарищами по общей работе на благо российского театра. 

Константин ЩЕРБАКОВ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS