Сто шестьдесят первый в расчёте. Правофланговый в строю
Первый фестиваль драматических театров Вооружённых сил Российской Федерации «Звёздная маска», прошедший на сцене Центрального академического театра Российской армии, не только напомнил, что кроме этого, центрального, в России есть ещё пять военных театров, но и заставил задуматься, какими им быть. Театр ведомственный, выражающий сиюминутные потребности ведомства, – это изначально бессмысленно, ибо решительно противоречит интересам искусства, творчества. Но и звание военного театра обязывает. В конце концов долг, честь, патриотизм, воинская слава России – это традиция нашей сцены, забывать о которой недостойно, нельзя.
Центральный театр Российской армии вот уже более десяти лет возглавляет Борис Морозов. До этого главные режиссёры менялись довольно часто, работали с разной степенью успеха, но, думается, именно Морозов ближе других подошёл к оптимальной модели военного театра, продолжая и развивая традиции великого Алексея Попова. Жизнь военная и жизнь гражданская – они ведь неразделимы, взаимозависимы, окликают друг друга и в годы мирные, и в годы трагических испытаний. Морозов – один из немногих режиссёров, которого интересуют спектакли большого стиля, он и к огромной сцене ЦАТРА не приспосабливается, а раскрывает её возможности, делая своей союзницей. Отсюда – спектакли долгого дыхания и крупных идей – классика, конечно же: Шекспир, Островский, Горький. И Толстой – спектакль «Севастопольский марш» по «Севастопольским рассказам», прямой и органичный выход на военную тему. «Давным-давно» Александра Гладкова – прекрасная легенда нашего театра, да и кинематографа тоже. В театре шли на риск: ведь взаимоотношения с легендой – дело непростое. Здесь, на этой же сцене, в спектакле Алексея Попова Кутузова играл великолепный Александр Хохлов, а в фильме Эльдара Рязанова – и вовсе Игорь Ильинский. И легенда не стала тормозом, напротив, помогла, одухотворила. И вновь пленила замечательная музыка Тихона Хренникова, а в сцене Кутузова – Владимира Зельдина и Шуры Азаровой – Татьяны Морозовой зрительный зал неизменно взрывается долгими аплодисментами. С этим спектаклем театр и участвовал в фестивале. И уж если есть в труппе Владимир Зельдин и хочет – а главное, в силах! – сыграть Дон Кихота, значит – «Человек из Ламанчи», и новый для театра режиссёр Юлий Гусман, с которым у Зельдина возникло полное взаимопонимание – и снова верное попадание…
Итак, модель военного театра. Драматический театр Балтийского флота имени Всеволода Вишневского ставит раннюю пьесу Артура Миллера «Все мои сыновья». Что же такое нам сегодня близкое, нужное нашёл режиссёр Юрий Николаев в истории американской семьи послевоенных лет? А то, что и в ту пору, и после переживали и Америка, и Россия, что мучительно долго отзывается и в жизни общества, и в жизни каждого отдельного человека. Люди, познавшие великую силу фронтового братства, товарищества, возвращаются в мирную жизнь, где понятия эти вдруг оказываются неудобными, лишними. Где предательство не считается смертным грехом и где люди приспосабливаются жить по законам полуправды, полуморали. Гражданский театр? Безусловно. Военный? Конечно, да. Границы, разграничительной черты нету.
А в спектакле «Последний герой» Драматического театра Дальневосточного военного округа – пьеса Александра Марданя, режиссёр Борис Светличный – всё совсем уж наше, сегодняшнее. Как удачливые проходимцы, орудующие на рынке жилья, и не только на нём, пытаются превратить людей, у которых карманы не набиты валютой, в пешек, в предмет купли-продажи, причём по дешёвке. И как среди этих потенциальных пешек находятся такие, которые готовы сопротивляться, причём до конца. Последнего героя, человека, который не хочет быть пешкой, сыграл артист В. Тютюнник, сыграл с непринуждённым юмором и высоким драматизмом. Сказать, что в армии проблемы жилья стоят не менее остро и потому спектакль на военной сцене уместен, было бы, конечно, большим упрощением. Но противостояние чести и бесчестия, совести и бессовестности – это, конечно, наше, сегодняшнее, всеобщее.
В спектакле «Чморик» – пьеса Владимира Жеребцова, режиссёр Станислав Мальцев, Драматический театр Тихоокеанского флота, – современная армия, часть, удалённая от цивилизации, неуставные отношения. Иногда страшно неуставные – такие, о которых мы регулярно читаем в газетах. И опять-таки противостояние тех, для кого человеческое достоинство – понятие, ни от каких обстоятельств не зависящее, и тех, для кого сытое выживание превыше всего, а всё прочее – гори синим пламенем. Здесь и военная форма, и армия, а не в армии что, иначе? По режиссёрскому, актёрскому уровню спектакль «Чморик» я бы рекомендовал на любой фестиваль, самый известный.
Ещё была «Стоянка в Нагасаки» – трогательная мелодраматическая история любви русского флотского офицера и японки, случившаяся сто с лишним лет назад – пьеса Аллы Новиковой по роману Валентина Пикуля «Три возраста Окини-сан», режиссёр Дмитрий Рымарев, Драматический театр имени Бориса Лавренёва Черноморского флота РФ. Казалось бы, несложным жанром мелодрамы сегодня владеют немногие, но здесь спектакль сыгран так, что вспомнилось: это один из любимейших зрительских жанров. И была «Корсиканка» Иржи Губача – режиссёр Юзеф Фекета, Драматический театр Северного флота. (Этот спектакль мне, к сожалению, посмотреть не удалось.)
Работы очень разные, а общая картина вырисовывается. Мы с коллегами в перерывах между спектаклями подсчитывали, сколько в России театральных фестивалей. Получалось примерно 160. Трудно, конечно, стать 161-м. Однако «Звёздная маска» нашла своё место, свою нишу, и другие 160 фестивалей станут ей не конкурентами, а добрыми товарищами по общей работе на благо российского театра.