Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Парадигма «другого»

01 января 2007

РЕПЛИКА В СПОРЕ

Чем мне нравятся такие дискуссии – о чём ни скажи, всё гипотетично, предположительно и всё можно оспорить. Тут диалектика неистребима. Мою иллюзию на тему существования «народов-детей», открытых миру вечных инфантов, развеял директор Музея Востока Александр Седов: «Обмануть людей можно где угодно: в Европе, Северной Америке, в Африке, на Аляске…»

Поэтому полемика «Надо ли «взрослеть»?» сродни вопросу: нужно ли стареть (или умирать)? Но в существовании человека, похоже, нет жёсткого вектора, есть только в нормальной физиологии это движение от ребёнка к старику, а в психической его жизни правильнее всё-таки чертить кольцо. Не зря же русский народ придумал поговорку «что старый, что малый». И не зря такое впечатление произвели на Михаила Бахтина терракотовые статуэтки беременных старух.

Многие люди считают, что дети в основном отнимают. Поэтому рожать – это терять. Для меня самыми счастливыми днями были дни, проведённые в роддомах. Уверена, что только родившая женщина может по-настоящему почувствовать не только приносящее удовольствие притяжение земли, но и её импульсы. Природа никогда не прощает, когда её пытаются сломать, и жаль, что материнство многие расценивают как «отдать долг перед природой» или «трудное счастье». Дети приходят в мир для того, чтобы учить, а кое с кого и кожу сорвать. Плохо это или хорошо, но после рождения своих двух дочерей чужую боль стала чувствовать как свою.

Нет таких полюсов –  «ребёнок», «взрослый». В любом человеке срастаются начало и конец. Освальд Шпенглер, рассуждая об исторических псевдоморфозах, когда новая жизнь застывает в чуждой старой форме, говорит, что вот одна такая псевдоморфоза втиснула примитивную русскую душу сначала в чуждые формы развитого барокко, затем эпохи Просвещения и, наконец, XIX века. Заметим, что слово «примитив» здесь звучит безоценочно, как данность. Как парадигма существования не худшего, не лучшего, а просто другого.

Глядя на африканскую статуэтку, на примитивную скульптуру Модильяни и Пикассо, начинаешь думать, что только упрощённое, лишённое избыточной детализации несёт в себе поэтичность. Только простые фигуры имеют силу магии. Египетские пирамиды, обелиски, Стонхендж, храм с нишами в мексиканском Тахине тому подтверждение.

Однажды ко мне приехали мои немецкие друзья на две недели с огромным чемоданом, где лежали их банные полотенца, бесконечные майки, которые и надеть-то не успевали. На своё недоумение получила ответ: «Немцы – практичная нация», на что я сказала: «Практичны те, кто не берёт ничего лишнего».

Может быть, наша «примитивность» — это знать только самое важное.

Валерия ОЛЮНИНА

Обсудить в группе Telegram

Валерия Олюнина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS