Автору сценария четырёхсерийного художественно-документального фильма «Хождение Кутузова за море» Ирине Васильевой и режиссёру Игорю Холодкову удалось остроумно, эмоционально и вместе с тем глубоко осмыслить всем известные факты из жизни великого полководца, а также интересно подать страницы его тайной, военной и дипломатической деятельности, которые очень помогли по-новому взглянуть на хрестоматийную личность.
Во-первых, были приведены неоспоримые свидетельства его отчаянной личной храбрости и большого таланта военачальника. Аудитория «Культуры» не любит верить на слово, наоборот, любит свергать авторитеты, потому нас также познакомили, что крайне важно, со всеми доводами ненавистников Кутузова, которых было много не только в рядах наших геополитических противников. Одни называли его циником, шпионом, бабником, другие – льстецом и интриганом, в этом смысле он был полной противоположностью своему великому учителю.
Да, Кутузов – любимый ученик Суворова, храбрый солдат, что доказал при штурме Измаила. Он был дважды тяжело ранен в голову, но чудом выжил. Однако в Михаиле Илларионовиче в дополнение к героическим качествам были и те, что, как нам сообщили в фильме, Суворову не нравились. При дворе (русском, турецком, австрийском), в кругу сановников и придворных, он был не менее изощрённым в хитросплетениях интриг царедворцем. Екатерина, обладавшая даром распознавать таланты ярких, перспективных мужчин, способных принести пользу отечеству в разных сферах, в отчаянно храбром Кутузове разглядела не только выдающегося генерала, но и будущего крайне эффективного дипломата. Его знаменитое «медленное посольство», несколько месяцев шествовавшее в Стамбул, да и там не спешившее с переговорами, было чрезвычайно успешным. Удалось многое разведать, кого-то подкупить, неожиданно повлиять на политику султана через его гарем и в итоге помешать союзу Франции и Порты, а также заключить крайне выгодный для России мирный договор с султаном.
Поразительно также, что знаменитые «медлительность» Кутузова и его «ничегонеделание» в определённые моменты приводили к победе быстрее, чем кровопролитные сражения. То есть выдающийся военачальник понимал, что если задачу можно решить без применения военной силы, без потерь, то это нужно делать.
Какой мощный характер должен был быть у главнокомандующего, чтобы после Бородинской битвы, в которой Наполеон не победил, но и Кутузов не проиграл, не поддаться патриотическому соблазну и не последовать требованиям большинства генералов дать ещё одно генеральное сражение и ценой потери армии не пустить французов в Москву. Наоборот, он послушал меньшинство во главе с храбрейшим Ермоловым и решил отступить, сдать Москву, потом же коварно тянуть дело с переговорами до зимы, вынудив «победителя» отправиться восвояси по той же дороге, что и пришёл, где расслабившихся французов терзали партизанскими атаками, сделать своими союзниками голод и русский мороз и в конечном счёте наголову разбить великого Наполеона. Была бы воля Кутузова, он победил бы, вообще не давая врагу генерального сражения.
Фильм сделан весьма изобретательно: кроме отличного авторского текста, который читал за кадром Алексей Кузнецов, кроме замечательного изобразительного ряда с элементами анимации, с использованием кадров из старых фильмов и заснятых современных реконструкций сражений в роли ведущего выступил выдающийся артист. Видимо, это последняя роль Сергея Колтакова. Он был удивительно убедителен в роли сановников и царедворцев в сериалах про Екатерину Великую и в фильме про восстание декабристов. Видно было, как ему интересно находиться в той эпохе, и его приход в фильм про Кутузова на роль рассказчика – необыкновенная удача авторов. Чувствовалась личная заинтересованность актёра в том, чтобы повествование о великом человеке нашей истории было честным и увлекательным, чтобы зрители увидели и сложность, и истинный масштаб личности полководца. И тут Колтаков выступил не только как актёр, но и как гражданин своей страны.
Леонид Соколов