Фильм Леонида Парфёнова «Зворыкин-Муромец» наверняка войдёт в историю телевидения. И не только потому, что рассказывает о судьбе его создателя. Главное другое: своим масштабом фильм определяет стандарт «большого телевизионного стиля».
Леонид Геннадьевич и раньше делал попытки возвыситься над суетливой небрежностью современного ТВ, осваивал иные бюджеты, брался за глобальные темы. Почему же только сейчас удалось больше, чем обычно?
Во-первых, автор каким-то образом сумел договориться с самим собой, и в фильме стало меньше Парфёнова. Во-вторых, фундаментом проекта стал прочный сценарий, который требовал от создателей фильма рассказывать историю, а не заниматься бесплодным формотворчеством. В-третьих, эстетика времени, фактура темы, конвертируемость главного героя полностью совпали с интересами Леонида Парфёнова.
«Зворыкин-Муромец» – очень трудоёмкий фильм. Он требовал от создателей самоотверженности и безусловного чувства меры. Соединить в одном пространстве игровое кино, хронику, элементы «научпопа» и сделать при этом целостное произведение – задача практически невыполнимая. Но Леонид Парфёнов и его команда всё-таки смогли её решить. Сергей Шакуров, похожий на Зворыкина внешне, сумел деликатно, минимумом актёрских средств в высшей степени достойно существовать параллельно с хроникой. Сам Леонид Парфёнов органично вписался в хорошо сделанную, основательную компьютерную графику.
История рассказана увлекательно, фильм сделан с любовью к деталям и подчинён законам кино, сочетает в себе мощь и лёгкость, изящество и глубину. Судьба выдающейся личности раскрывается в контексте мировой истории. Из всего перечисленного и возникает масштаб явления – «большой стиль», которого так не хватает нашему телевидению.
Есть темы, которые нуждаются в Леониде Парфёнове, в его способности доходчиво, просто и с необходимым пафосом рассказывать о великом. Сейчас, когда американцы провели испытания орбитального самолёта, можно было бы сделать новый, масштабный фильм о выдающемся конструкторе Глебе Лозино-Лозинском, который пятьдесят лет назад всё уже придумал. Эстетика «Звёздных войн», борьба сверхдержав за лидерство в космосе, красота чертежей, киногеничность уникальных летательных аппаратов, предметный мир 60-х годов – любимое Леонидом Геннадьевичем ретро.
Или ещё тема. Судьба Олега Лаврентьева, который был, по существу, «отцом» советской водородной бомбы. Участник Великой Отечественной, после войны продолжил службу на Сахалине, изучал физику по учебникам, не имея никаких контактов с научным миром, прямо с Сахалина написал письмо Сталину, что знает секрет создания водородной бомбы. Последовали поездка в Москву, встречи с Берией, Курчатовым, Сахаровым. Потрясающая история, с интригой, сюжетом, историческим контекстом. Олег Лаврентьев живёт сейчас в Харькове, пару лет назад документальный фильм о нём показал канал «Культура». Фильм хороший. Но Леонид Парфёнов смог бы из этой истории сделать не просто «хороший фильм», а осуществить глобальный проект. Его популярность, талант привлекли бы к нашей науке дополнительный интерес, и на такое дело никаких денег не жалко.
Захочет ли? Мешают Леониду Геннадьевичу идеологические атавизмы застарелого антисоветизма, которые проявились всё же и в «Зворыкине-Муромце». Некорректно было сравнивать истории реэмиграции Капицы и Зворыкина. Во-первых, как ни странно, мы должны быть благодарны Сталину за то, что он оставил Петра Леонидовича в СССР, иначе гениальный физик не помог бы так делу Победы, не основал бы научную школу на родине, некому было бы спасти Ландау и т.д. Во-вторых, Зворыкин при всём громадном желании (он, конечно, был фанатичным патриотом не только Мурома, как следует из фильма, но и всей России) не мог остаться в СССР. Он в отличие от Капицы служил-таки в Белой армии, был даже доверенным лицом Колчака – рано или поздно это бы выяснилось, и вряд ли бы он дожил до того времени, когда учёных из лагерей стали собирать в шарашки. Потрясающе то, что Зворыкин, несмотря на очевидность этого обстоятельства, всерьёз обдумывал возвращение в СССР.