Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Парфёнов-Умница?

01 января 2007

ТЕЛЕНАУКА

Сергей Шакуров на съёмках «Зворыкина–Муромца»Фильм Леонида Парфёнова «Зворыкин-Муромец» наверняка войдёт в историю телевидения. И не только потому, что рассказывает о судьбе его создателя. Главное другое: своим масштабом фильм определяет стандарт «большого телевизионного стиля».

Леонид Геннадьевич и раньше делал попытки возвыситься над суетливой небрежностью современного ТВ, осваивал иные бюджеты, брался за глобальные темы. Почему же только сейчас удалось больше, чем обычно?

Во-первых, автор каким-то образом сумел договориться с самим собой, и в фильме стало меньше Парфёнова. Во-вторых, фундаментом проекта стал прочный сценарий, который требовал от создателей фильма рассказывать историю, а не заниматься бесплодным формотворчеством. В-третьих, эстетика времени, фактура темы, конвертируемость главного героя полностью совпали с интересами Леонида Парфёнова.

«Зворыкин-Муромец» – очень трудоёмкий фильм. Он требовал от создателей самоотверженности и безусловного чувства меры. Соединить в одном пространстве игровое кино, хронику, элементы «научпопа» и сделать при этом целостное произведение – задача практически невыполнимая. Но Леонид Парфёнов и его команда всё-таки смогли её решить. Сергей Шакуров, похожий на Зворыкина внешне, сумел деликатно, минимумом актёрских средств в высшей степени достойно существовать параллельно с хроникой. Сам Леонид Парфёнов органично вписался в хорошо сделанную, основательную компьютерную графику.

Владимир Козьмич ЗворыкинИстория рассказана увлекательно, фильм сделан с любовью к деталям и подчинён законам кино, сочетает в себе мощь и лёгкость, изящество и глубину. Судьба выдающейся личности раскрывается в контексте мировой истории. Из всего перечисленного и возникает масштаб явления – «большой стиль», которого так не хватает нашему телевидению.

Есть темы, которые нуждаются в Леониде Парфёнове, в его способности доходчиво, просто и с необходимым пафосом рассказывать о великом. Сейчас, когда американцы провели испытания орбитального самолёта, можно было бы сделать новый, масштабный фильм о выдающемся конструкторе Глебе Лозино-Лозинском, который пятьдесят лет назад всё уже придумал. Эстетика «Звёздных войн», борьба сверхдержав за лидерство в космосе, красота чертежей, киногеничность уникальных летательных аппаратов, предметный мир 60-х годов – любимое Леонидом Геннадьевичем ретро.

Или ещё тема. Судьба Олега Лаврентьева, который был, по существу, «отцом» советской водородной бомбы. Участник Великой Отечественной, после войны продолжил службу на Сахалине, изучал физику по учебникам, не имея никаких контактов с научным миром, прямо с Сахалина написал письмо Сталину, что знает секрет создания водородной бомбы. Последовали поездка в Москву, встречи с Берией, Курчатовым, Сахаровым. Потрясающая история, с интригой, сюжетом, историческим контекстом. Олег Лаврентьев живёт сейчас в Харькове, пару лет назад документальный фильм о нём показал канал «Культура». Фильм хороший. Но Леонид Парфёнов смог бы из этой истории сделать не просто «хороший фильм», а осуществить глобальный проект. Его популярность, талант привлекли бы к нашей науке дополнительный интерес, и на такое дело никаких денег не жалко.

Захочет ли? Мешают Леониду Геннадьевичу идеологические атавизмы застарелого антисоветизма, которые проявились всё же и в «Зворыкине-Муромце». Некорректно было сравнивать истории реэмиграции Капицы и Зворыкина. Во-первых, как ни странно, мы должны быть благодарны Сталину за то, что он оставил Петра Леонидовича в СССР, иначе гениальный физик не помог бы так делу Победы, не основал бы научную школу на родине, некому было бы спасти Ландау и т.д. Во-вторых, Зворыкин при всём громадном желании (он, конечно, был фанатичным патриотом не только Мурома, как следует из фильма, но и всей России) не мог остаться в СССР. Он в отличие от Капицы служил-таки в Белой армии, был даже доверенным лицом Колчака – рано или поздно это бы выяснилось, и вряд ли бы он дожил до того времени, когда учёных из лагерей стали собирать в шарашки. Потрясающе то, что Зворыкин, несмотря на очевидность этого обстоятельства, всерьёз обдумывал возвращение в СССР.

Вадим ПОПОВ

Обсудить в группе Telegram

Вадим Попов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS