Унылое начало музыкального сезона в столице всё-таки отмечено несколькими приятными событиями. В Свиблове открыт первый в Москве памятник Александру Николаевичу Скрябину. Под трогательное сопровождение оркестра музыкальной школы его имени. Всё было неформально, просто и впечатляюще. Даже руководитель администрации района был вполне музыкален: речь можно было дослушать до конца. Удивил скульптор Владимир Вахрамеев: оказывается, он решил самостоятельно продолжить ленинский замысел о монументальной пропаганде. И пока нынешние властители не украсили все садики и скверы композициями типа «Алла Пугачёва на коленях у Филиппа Киркорова», вспомнил о великом нашем соотечественнике. И даже скромный гонорар его не смутил. Есть же ещё приличные люди! Покидая застенчивое торжество, я наткнулся на первых зевак: они с тротуара разглядывали новый портрет и гадали, чей он. «По-моему, Щорс», – высказался один из них. Усы, наверное, смутили. Ну ничего, обживётся Александр Николаевич в новых условиях и никто его ни с кем не спутает.
В пятой студии ГТРК «Культура» на Малой Никитской при весьма скромном собрании слушателей состоялся лучший сентябрьский концерт: государственный симфонический оркестр «Новая Россия» (художественный руководитель и главный дирижёр Юрий Башмет) под управлением Евгения Бушкова играл П.И. Чайковского. Первый концерт для фортепиано с оркестром си бемоль минор, соч. 23; симфония
‹ 5 ми минор, соч. 64 и два фрагмента из музыки к «Снегурочке» Островского – «Скоморохи» и «Мелодрама». Давно известные произведения как бы заново отмыли, стряхнули нафталин, очистили от штампов и преподнесли как только что написанные. Впечатление редкого взаимопонимания композитора, дирижёра и оркестра. Евгений Бушков – талантливый музыкант, и всё, что он делает в последние годы, вызывает восхищение и сочувствие к его поискам. Солировал Вадим Холоденко – самый смелый музыкант вечера. Его не смутили интерпретации многочисленных предшественников – играл вдохновенно, с собственными, весьма убедительными интонациями, вызывая большой интерес.
Но главной музыкальной персоной месяца стала, конечно же, французская пианистка, многие годы солистка Новосибирской государственной филармонии Вера Лотар-Шевченко. Международный конкурс пианистов её памяти прошёл в Новосибирске в декабре 2006 года. И мы подробно о нём рассказывали. В истории музыки нет другой такой судьбы. Да и всем лично знавшим Веру Августовну не объяснить, какими силами можно было возвратиться в музыку после тринадцати лет лагерей и молчания. В профессии она не допускала никаких компромиссов. Ей было бы неприятно сознавать, что люди пришли на её концерт исключительно из-за трагичных обстоятельств её жизни. Ей не нужна была жалость. Она искала и ждала только профессионального признания. И была чрезвычайно требовательна к себе. Мне, близкому человеку, разрешалось комментировать её выступления. Но я всегда помню выражение её лица при этом: дескать, прощаю вам все эти слова и преувеличения из лучших побуждений. Они ей были на самом деле не нужны, сама жёстче любого критика оценивала каждый концерт.
Всю жизнь руководствовалась чувствами. И, как ни странно, они её не подводили. Мечтала о Франции. Все, кто приезжал в Академгородок на стажировку, на конференцию из родных для неё мест, обязательно навещали пианистку. Счастливые часы: в квартире ‹ 5 на улице Терешковой днями не смолкает французский язык. Почему сама не поехала в Париж? Тайна. Не известная никому, кроме неё.
Она так и не побывала на углу Rue Cardinet и Boulevard Malesherbes, где находится школа Корто и где, собственно, начиналась её жизнь. И всё-таки возвращение состоялось. Пусть только имени. Но в родные стены. В сентябре благодаря помощи Фонда Ельцина и группы «Франция–Урал» два концерта в зале Корто дали лауреаты Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. А перед поездкой в Париж они играли в Рахманиновском зале консерватории. Порадовали тем, что очень разные по манере исполнения, что весьма повзрослели за время, прошедшее после конкурса, что смело штурмуют классику и добиваются вполне заслуженного признания. На концерте присутствовал чрезвычайный и полномочный посол Франции в Российской Федерации г-н Станислас де Лабуле. Он приветствовал слушателей и пианистов и выразил восхищение мастерством выступающих.
Встречи в зале Корто были восторженными и очень тёплыми. С программок на слушателей смотрело улыбающееся лицо Веры Августовны. Замечательные наши молодые музыканты Филипп Копачевский, Дмитрий Аблогин, Наталья Талдыкина, Елена Садчикова, Татьяна Прушинская, Олег Аккуратов, Михаил Турпанов, Артём Тимин и Константин Тюлькин вполне оправдали свою историческую миссию – зал без устали кричал «браво» и «манифик». После концерта, а в Париже они начинались в 20.30, никто не расходился и пытался всякими хитростями добраться до понравившегося ему музыканта. Вся поездка полномочных представителей Веры Лотар-Шевченко проходила в самых сердечных и искренних симпатиях. И может быть, главный итог – имя Веры Лотар действительно возвращается на Родину. О чём говорили французские официальные лица на приемах в 17-м округе Парижа, мэрии города По, что особо подчеркнул и посол Франции.
Конечно же, все успели глянуть на Париж с Эйфелевой башни, посетить галерею Орсэ и любимые залы Лувра, забежать на Пер-Лашез к Шопену и просто побродить по Монпарнасу и Латинскому кварталу. Любознательность всегда приятна, особенно в сочетании с непростым трудом, который избрали для себя в жизни музыканты.
И вот теперь уже можно окончательно заявить: Первый Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко завершился.