Когда лет пять назад мы привезли лучших работников нашей компании в Париж в премиальную поездку, они, заселившись в 4-звёздочный отель на бульваре Османна, в центре, растерянно спрашивали: «И что, это тот самый Париж?!» Им он показался провинциальным, а метро, где между рельсами видишь кучи мусора, уж совсем никудышным.
Нет, не Париж испортился – Москва улучшилась. Глаз наш привык, как к новой нормальности к Москве чистой, ухоженной, удобной, богатой и блестящей.
И случился тектонический сдвиг за последние 20 лет благодаря двум мэрам – Лужкову и Собянину. Что и подтверждает выдающуюся роль личности в истории, а первого лица – в организации любого профиля. Немереные московские деньги – говорите? Да, факт. Но для успеха дела деньги – условие необходимое, но не достаточное. К ним надо приложить то, что Ницше определил как «капитал духа и воли». Без этого деньги будут потрачены (и не обязательно разворованы), не принеся результата. Перевести ресурс в результат – в этом талант руководителя.
Особенно впечатляет транспорт. То, что 7,7 млн автотранспортных средств Москвы не встали в глухую пробку, уже чудо. За этим гигантская осмысленная работа: дороги, развязки, эстакады, выделенные полосы. Кстати, число личных авто слегка снижается ещё и потому, что общественный транспорт на подъёме, и я теперь могу из своего подмосковного посёлка на востоке комфортно доехать электричкой до местожительства дочери на западе Москвы.
Преобразились прежде запущенные парки, даже в Капотне, которая проходила как филиал ада, возник чудный парк у реки, а завод по нефтепереработке – реконструирован по всем нормам экологии. Вообще, промышленность, которой, как считали недавно, не место в столице, вероятно, вернётся. Но – преображённой. И уже возвращается.
Метро выросло чуть не вдвое, ушло за пределы МКАД, слилось в одну систему с железной дорогой. При этом новое метро сохранило дворцовый стиль, когда-то заданный киевлянином Лазарем Кагановичем. Вот что значит – делать сразу хорошо, с уважением к делу и к себе самим! И электрички не отстают: стали чистыми, удобными.
Москва становится всё более населённой. Официально живёт порядка 13 млн, что больше, чем в Швеции или Португалии. При этом, по словам Сергея Собянина, каждые десять лет прибавляется примерно по миллиону. Но косвенный подсчёт по сим-картам даёт 27 млн, а связаны с Москвой трудом и бизнесом чуть ли не 40 млн. Не диво, что на каждом пригородном поле, на каждом клочке бывшей промзоны, на месте снесённых хрущёвок вырастает густой лес высоток этажей в 20–30. Каково там живётся? Бесспорно, удобно: школы, детсады, поликлиники, спортплощадки, транспортные остановки. А вот хорошо ли?
Около ста лет назад известный насмешник Карл Радек пошутил на злобу дня: можно ли построить социализм в одной отдельно взятой стране? – Можно, но жить лучше в другой.
Так и Москва. Она прекрасна, удобна, функциональна. Но многие резонно полагают: жить всё-таки лучше в небольшом городке тысяч на сто населения в 2–3-этажных домиках среди зелени. О таких поселениях, кстати, грезили участники архитектурных дискуссий вековой давности на тему, как должен жить победивший пролетариат.
Может быть, мы когда-нибудь научимся строить такие городки, тем более что земли у нас довольно, чай не на Манхеттене живём. Научились же строить небоскрёбы – научимся и городки!
А пока народ споро стекается в столицу.