«Пока ребёнок с книгой, душа его думает» – эти прекрасные слова принадлежат детской писательнице Тамаре Крюковой, автору более пятидесяти книг для детей. Книги её почти наверняка знает каждый современный ребёнок. Именно она, лауреат многих престижных конкурсов, стала победительницей и в конкурсе довольно оригинальном. Однажды детские библиотеки России договорились: каждая поставит на отдельную полку книги современных российских авторов – по одной от каждого – и выберет из них самую зачитанную. Самыми зачитанными оказались книги, написанные Тамарой Крюковой.
Я же когда-то познакомился с её творчеством довольно неожиданным способом. Так получилось, что родители моего трёхлетнего внука оставили его мне на целый день. Внук был привезён с книгой «Паровозик Пых». И едва родители внука удалились, он потребовал, чтобы я ему эту книгу прочёл. Начав было читать вслух, я вдруг обнаружил, что внук помнит эту книгу почти наизусть. Стоило мне произнести лишь первые слова каждой фразы, как заканчивали мы её уже вместе. Когда же я, дочитав до конца, попытался отложить книгу, внук неожиданно потребовал, чтобы я начал читать её снова. В результате наше совместное прочтение повторялось раз за разом.
Но не только дети так называемого дошкольного возраста знакомы с книгами Крюковой. По повестям, изданным для взрослеющих детей, сняты два фильма: «Потапов, к доске» и «Костяника», получившие массу наград, в том числе и международных. А переведённые книги были изданы в ряде стран Европы. И если фильм «Потапов, к доске» можно назвать кинокомедией, то «Костяника» – драма, рассказывающая о любви подростка Кости и взрослеющей девочки Ники, передвигающейся в инвалидной коляске.
Ещё более серьёзная драма описана в повести «Ведьма», где каждый из персонажей вступает в юношеский возраст по-своему, в соответствии со своим характером. Начинается она весёлыми разговорами в автобусе по дороге в летний лагерь. Причём если в автобусе почти каждый веселится по-своему, то заканчивается повесть описанием трагической гибели через несколько недель юной героини, которая вела себя как тихоня, и потому над ней с удовольствием издевались. И только после её гибели все поняли, что она хранила мечту лишь об одном: чтобы никто ни с кем не враждовал, а все бы любили друг друга.
Сегодняшний поток книг для детей, если судить по количеству названий, гораздо многочисленнее, чем был в прошлом столетии. Только страдает он одной особенностью: стремлением части авторов бежать от изображения реальной жизни. Герои их рассказов и даже повестей – существа из вымышленных миров, не имеющих никакого отношения к вопросам нашей сегодняшней жизни. Тамара Крюкова этой болезнью не страдает, что подтверждает и такой её рассказ, как «Следы на снегу».
Книги её имеют одну особенность. Почти все они вышли в одном и том же издательстве: «Аквилегия». Вместе с ростом творческого уровня Тамары Крюковой растёт и авторитет «Аквилегии». И когда участники международных форумов молодых писателей России и стран зарубежья, на которых уже двадцать лет я веду мастер-классы литературы для детей, после успешного обсуждения своей прозы подходят ко мне с робким вопросом, в какое издательство не страшно послать свои повести и рассказы, я советую им обратиться именно в «Аквилегию».