Очень редко показывают умные передачи о музыке, а теперь они исчезли вовсе. Именно поэтому я с большим вниманием посмотрела две передачи Артёма Варгафтика «Партитуры не горят» на канале «Культура». О Прокофьеве и Бородине.
Совершенно ясно, что цель программы просветительская. И, как, видимо, полагает автор, для этого достаточно прочитать лекцию по музыкальной литературе, чтобы научить аудиторию чувствовать музыку. Но ведь информация о дате рождения композитора, число его музыкальных произведений и подробности житейского быта не могут этого сделать. Обращение к чувствам может быть только одно – само музыкальное произведение, и только оно проложит путь к сердцам зрителям.
В передаче, посвящённой творчеству Бородина, Артём Варгафтик с самого начала пообещал, что познакомит зрителей с двумя струнными квартетами. Но перед этим он сообщил зрителям крайне важную, видимо, для восприятия музыки информацию о том, что жил Бородин в перенаселённой квартире, где ему совершенно не давали сочинять музыку. Что его все отвлекали – и жена, и родственники, и даже коты, которых, по словам Варгафтика, было море. История про котов показалась ведущему до того комичной, что он едва сдерживал себя, чтобы не расхохотаться. Надо отдать должное Варгафтику – иногда он умолкал и тогда наконец звучала музыка Бородина. Но недолго, затем опять следовали музыкальные анекдоты. Вот такая несложная схема программы. Именно схема, о сценарии здесь говорить не приходится.
Кстати, паузы ведущего выстроены особым образом. Он говорит, говорит, вдруг внезапно замолкает и, склонив голову, уходит из кадра. Выглядит такая смена ритма несколько комично. Образовавшуюся пустоту заполняет очередной музыкальный огрызок. После чего Варгафтик вновь появляется в кадре и продолжает свой монолог. Ничто не может поколебать уверенности ведущего в том, что самый главный в программе – это он. Вот он стоит на мостике, вот он около дома Бородина (я все ждала, что хоть портрет композитора покажут), а вот ведущий прогуливается по набережной в огромном пальто и больших кожаных перчатках. Он артистически вздымает брови, жестикулирует, негодует, хохочет, при этом ещё и без умолку тараторит. Но странная вещь: стоит ему закрыть рот, и ты не можешь вспомнить, о чём он только что говорил.
Вершиной творческой изобретательности является финал программы о Прокофьеве. Артём Варгафтик стоит в берёзовой аллее. Он уже всё сказал и теперь прощается. Чуть наклонив голову, потупив взор, грациозно, словно располневший эльф, выпорхнул из кадра. Берёзовая аллея осиротела. Но нет! В кадре остаётся невесть откуда взявшаяся собака, которая удивлённо смотрит на нас. Симпатичная дворняга, но при чём здесь она? Какой скрытый смысл заложил здесь хитроумный ведущий? Может быть, это развитие мистической темы о не горящих партитурах? Ответ мы вряд ли узнаем. Потому что, как говорил классик английской литературы: давайте-ка, дети, складывайте кукол в ящик, ибо представление наше окончено.
Всю прошедшую неделю канал «Культура» отмечал 135-летие со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова. Был показан очень хороший документальный фильм «Сергей Рахманинов» из цикла «Гении» (идея Андрея Кончаловского, сценарий Александра Лепкова, режиссёр Галина Огурная). Фильм сделан с редкими для нашего ТВ тактом, знанием и любовью. Потом фортепьянные концерты великого композитора исполняли талантливые пианисты Д. Мацуев, Н. Луганский, А. Гиндин, А. Мельников, а завершил неделю пятничный выпуск передачи Артёма Варгафтика из цикла «Партитуры не горят». Ведущий в свойственной ему стёбной манере рассказывал байки из личной и музыкальной жизни Рахманинова, в том числе и о создании его второго концерта. Выяснилось, что мы должны быть благодарны депрессиям композитора, а также доктору Далю, который его от них излечивал... Может быть, хорошо, что в манере ведущего нет пафосности, восторга и почтения к гениям, плохо, что и любви нет. Нам дают понять, что между незадачливыми музыкантами, о которых приходится рассказывать, и талантливым телеведущим, импозантным мужчиной, выдающимся музыковедом, дважды лауреатом ТЭФИ, большая разница.